Написали запрос в Минпросвещения России и Федеральное Управление Роскомнадзора об обязательности использования гос. мессенджеров в образовании и о том, распространяется ли полный запрет на использование иностранных мессенджеров в отношении педагогических работников
В связи с тем, что с 01 марта 2023 года вступили в силу изменения, внесенные в части 8-10 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", возникает вопрос о том, как на практике реализуются данные изменения в отношении педагогических работников.
И как эти изменения толковать: понимать ли под запретом на использование иностранных мессенджеров педагогическими работниками тотальный запрет на их использование, либо имеется ввиду только запрет на использование в части оказания образовательных услуг.
Сам закон таков.
Согласно ч.9-8 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" «Запрещается при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, а также при реализации государственными компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, публично-правовыми компаниями, хозяйственными обществами, … использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин…».
И юристы, и педагоги толкуют эти изменения по-разному: одна группа юристов и педагогов исходит из того, что не все правоотношения в сфере образования являются государственными (муниципальными) услугами, соответственно не любая передача информации подпадает под указанный запрет, а для личного общения иностранные мессенджеры не запрещены.
Например, если учитель пишет в родительском чате: «завтра всем принести цветные карандаши» или: «поздравляем нашу Машу с днем рождения», то подобного рода общение не связано с оказанием государственных или муниципальных услуг, следовательно, указанный запрет на использование иностранных мессенджеров не распространяется.
Кроме того, придерживающиеся данного мнения считают, что поскольку ФЗ от 14.07.2022 N 295-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" термин "государственная и муниципальная услуга в сфере образования" исключен из статей закона об образовании, регулирующих вопросы финансирования образования (законом взамен этого введены понятия "объем финансового обеспечения реализации образовательной программы" и "объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания"), то данное исключение следует распространять на всю сферу образовательных отношений.
Другая же группа специалистов полагают, что общение между педагогическими работниками, родителями и учащимися в любом случае предполагает непосредственную связь с оказанием образовательных услуг, которые являются государственными (муниципальными) услугами в силу прямого указания закона – Распоряжения Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме».
Вместе с тем, использование любых цифровых платформ, сервисов, порталов и мессенджеров является добровольным, поскольку законом не предусмотрена обязанность гражданина использовать какие-либо электронные сервисы или быть зарегистрированным в них.
В связи с разделением мнений, мы просим Минпросвещения России и Управление Роскомнадзора РФ разъяснить: см полностью на сайте https://ouzs.ru/news/napisali-zapros-v-minprosveshcheniya-rossii-i-federalnoe-upravlenie-roskomnadzora-ob-obyazatelnosti-