К хорошим тенденциям в нашей экономике (да, это тоже имеется). А то за обилием новостей о кризисе в строительной сфере, в тени остаются очень серьезные тектонические сдвиги в критических отраслях промышленности.
Несмотря на все сложности в индустрии, особенно проявившиеся после начала СВО, объективности ради стоит признать, что правительство упорно прокладывает путь к техсуверенитету, выполняя поручения президента. И разумеется любые технологические амбиции, очевидно, будут упираться здесь в собственные средства производства, а конкретнее — в современные станки.
И вот этот краеугольный вопрос зависимости от модульных китайских агрегатов, о котором сегодня Михаилу Мишустину напомнил глава “Ар Си Эр” (стратегический в РФ поставщик автокомпонентов для тягачей свыше 14 тонн, включая КамАЗы, ГАЗы) подчеркивает актуальные пробелы в локализации, в том числе в автопроме.
Конечно сложно далеко загадывать в нашу бушующую эпоху — но эта задачка со звездочкой вполне может быть решена уже на среднесроке, при условии вдумчивой поддержки станкостроения.
Напомню, что после ухода западных производителей в 2022 году и санкций, ограничивающих поставки станков из Японии и Тайваня, Россия приняла решение самостоятельно возрождать отрасль. Для восстановления утраченных с советского периода компетенций и технологий в станкостроении Мишустин запустил профильный федпроект (52 млрд рублей вложат только в этом году, а до конца 2030 года – 300 млрд), а также одобрил создание центра компетенций в МГТУ «Станкин»:
Сейчас мы реализуем федеральный проект по развитию станкостроения, выделили на него значительные средства. К сожалению, многие компетенции, были ещё в Советском Союзе, скажем так, утеряны. Но сегодня идёт серьёзное развитие, в том числе строится центр компетенций по станкоинструментальному производству.
Рост импорта китайских станков создает для нас вызов, но государственные меры, включая налоговые льготы и авансы для ОПК, активно стимулируют локализацию и внедрение собственных САПР/ПО для автоматизации. Премьер лично проводит встречи с главами ключевых промпредприятий для реальной оценки прогресса в импортозамещении.
Эти действия показывают что это не бумажная история, а конкретная практическая стратегия, усиливающая промпотенциал страны. Ведь недофинансирование всегда является бичом амбициозных задач, которые без ресурсной подпитки часто растворяются без следов. Поэтому обеспечение ресурсами даёт надежду на успешную реализацию программы. И бонусом, инвестиции в станкостроение создадут базу для технологической независимости и тысячи рабочих мест, что крайне критично в условиях прокси-агрессии стран запада, пытающих удушить российскую экономику в санкционной блокаде.
Результаты программы уже впечатляют — станкостроение выросло с 2020 года в три раза, при этом доля отечественных агрегатов достигла 30%. Только за прошлый год количество промышленных роботов выросло на 62% (20 тысяч). Премьер лично проводит встречи с главами ключевых промпредприятий для реальной оценки прогресса в импортозамещении. Например, КАМАЗ уже достиг масштабной плотности роботизации — 60 роботов на 10 тысяч работающих (в семь раз выше среднего показателя по стране!). Что отчасти позволяет нивелировать нехватку свободных рук в экономике, позволяет перенаправлять их в другие сферы деятельности.
Поэтому развитие собственного станкостроения, наряду с микроэлектроникой и микромеханикой, являются в современном мире залогом обороноспособности и конкурентоспособности страны. Без которых сложно говорить о суверенитете и независимости, способности отстаивать свои интересы.