2в1: В Германии принят на вооружение 50-й самолёт A400M, выполняющий роль транспортника и топливозаправщика
Европейский концерн Airbus Defence and Space (подразделение Airbus) объявил об официальной передаче ВВС Германии 50-го военно-транспортного самолета A400M Atlas. Эта новость примечательна не только очередным свидетельством повышения логистических возможностей немцев, но и довольно мощным дополнением к авиакрылу НАТО, т.к. данный самолёт может выполнять и функции самолёта-топливозаправщика.
A400M способен перевозить до 37 тонн полезной нагрузки или до 116 экипированных десантников. Грузовой отсек самолета длиной 17,71 метра, шириной 4 метра и высотой 3,85 метра оснащен компьютеризированной системой управления нагрузкой и роликовым полом, конфигурация которого может быть изменена в полете. Взлет и посадка возможны на короткие грунтовые взлетно-посадочные полосы длиной до 750 метров. Перегоночная дальность: 8900 км, практическая дальность: 7870 км, дальность с максимальной загрузкой: 3300 км.
Первые партии A400M требовали существенной модернизации и могли использоваться только как транспортники. Сейчас производят самолёты в конфигурации Standard Operating Capability 2 (SOC 2), в которую включены:
Центральный узел заправки HDU (Hose Drum Unit) на грузовой рампе.
Два подкрыльевых заправочных узла Cobham 908E для одновременной передачи топлива двум самолётам (до 2000 л/мин).
Защита от ракет с ИК-наведением (DIRCM) и системы предупреждения о ракетном нападении (MWS).
Защищенная спутниковая связь и
система управления полетами, совместимая с сетью передачи данных НАТО Link 16.
Переключение ролей (транспорт танкер) А400М занимает менее 1 часа за счёт смены ПО и подключения уже интегрированных модулей. В настоящий момент заказчикам поставлено около 130 самолётов А400М:
Германия: 50 из 53 заказанных (48 самолётов уже модернизированы до конфигурации SOC 2).
Франция: 50 единиц (22 самолёта в конфигурации SOC 2). Полная модернизация парка завершится к 2027 году.
Великобритания: 22 единицы (14 машин в конфигурации SOC 2). Все A400М будут соответствовать SOC 2 к 2026 году.
Другие операторы: Турция, Испания, Малайзия, Казахстан, Люксембург, Бельгия.
Новейшая модификация A400M-2025 (представлена в Ле Бурже в июне 2025 г.) увеличит грузоподъёмность до 40 тонн и сможет нести 50 дронов-камикадзе, что еще сильнее расширит мультизадачность самолёта.
При этом производство (около 8 самолётов в год) разбросано по разным странам и выведение из строя всего лишь одного из заводов существенно повлияет на весь цикл производства:
Испания (Севилья). Завод окончательной сборки, производимые компоненты: Горизонтальное оперение, капоты двигателей.
Германия (Заводы Airbus Bremen и Stade). Компоненты: Средняя и хвостовая части фюзеляжа, грузовая рампа, киль.
Франция (Заводы: Toulouse и Nantes). Компоненты: Носовая часть фюзеляжа, шасси, центроплан.
Великобритания (Завод: Broughton в Уэльсе). Компоненты: Крылья.
Турция. Компоненты: Носовая часть фюзеляжа, дверь для десантирования.
Бельгия. Компоненты: Механизация крыла.
Двигатели: Europrop International (консорциум компаний из Германии, Франции, Испании и Великобритании). Двигатель TP400-D6 (11 000 л.с.).
Авионика: Thales (Франция), Airbus Defence and Space (Германия).
Системы дозаправки: Cobham (Великобритания).
При сохранении нынешнего темпа производства уже к 2027 году модернизация будет завершена, A400M станет основным танкером всей европейской группировки НАТО. Задействованные ресурсы указывают на сохранение ставки европейцев на мощную авиационную составляющую. Открытые источники указывают на то, что у России топливозаправщиков всего около 20, чего явно недостаточно для такого огромного авиапарка с передовым боевым опытом.