Олег Царёв: В интервью корреспонденту американского журнала TIME Саймону Шустеру, опубликованном 8 августа 2025 года, президент Белоруссии Александр Лукашенко неожиданно заявил: он не собирается идти на следующий...

12 августа 2025, 09:58

В интервью корреспонденту американского журнала TIME Саймону Шустеру, опубликованном 8 августа 2025 года, президент Белоруссии Александр Лукашенко неожиданно заявил: он не собирается идти на следующий президентский срок и его сын Николай не станет преемником.

Лукашенко подчеркнул, что просил даже не намекать на подготовку сына к высшей должности Николай сейчас учится в Пекине, и политической карьеры ему не планируют.

Если Лукашенко действительно уйдёт и никого из семьи не поставит, это станет редким шагом для постсоветской политики.

Но гораздо важнее другое: как будет передаваться власть через операцию преемник или на выборах. Любой проект преемник рискован для самого уходящего лидера. Пример Нурсултана Назарбаева показал, что даже самый лояльный и тщательно подобранный преемник, едва получив власть, может первым делом начать убирать со своих постов людей, преданных бывшему президенту, и зачищать остатки его влияния.

Проблема в том, что система, построенная на личной авторитарной власти не даёт долгосрочных гарантий никому, даже тем, кто её создал. Надёжные гарантии собственности, прав и свобод может обеспечить только власть закона: разделение властей, независимая судебная система, реальная выборность органов власти и неукоснительное соблюдение Конституции. Лишь тогда законы, а не один человек, определяют, как будет строиться жизнь в стране.

В Белоруссии же после трёх десятилетий ручного управления не создано работающих институтов сменяемости. Любой транзит власти сегодня готовится вручную и зависит от воли одного человека. Настоящая сменяемость это не просто уход лидера и даже не назначение преемника. Это несколько лет или десятков лет кропотливой институциональной работы: формирование конкурентной политической системы, независимых судов, свободных СМИ и легальной оппозиции. Формирование традиций. Люди должны привыкнуть выбирать и научиться выбирать. Пока таких условий в Беларуси нет и именно это ключевое отличие между простой сменой начальника и настоящей системой, где власть принадлежит закону, а не одному правителю.

В России всё же есть политическое разнообразие. Есть несколько партий. Губернаторов выбирают. СМИ могут критиковать власть исполнительную и законодательную. На выборах происходит смена политиков. Какая-то политическая активность возможна, хоть и в ограниченном виде. В Белоруссии этого нет вовсе. Партия одна. Критики нет. Выборов как таковых нет. Всё под жёстким контролем.

Создать такие механизмы, такую систему смены власти, при которой страна не жила бы от революции к революции, не разрушая достигнутого, а передача полномочий проходила без полной замены управляющих элит и конфискации их собственности, обеспечивая стабильность и преемственность развития очень нетривиальная задача.

Олег Царёв. Подписаться.

Популярные новости за сутки

Больше новостей на Spbnews78.ru