Мой сегодняшний комментарий

Мой сегодняшний комментарий

Трамп идет по стопам Теодора Рузвельта

Максим Юсин о миротворческих усилиях президента США

Подготовка российско-американского саммита на Аляске и попытки Дональда Трампа завершить конфликт на Украине парадоксальным образом напоминают об историческом событии, о котором в наших школьных учебниках если и пишут, то только несколько фраз.

А между тем, событие было знаковое, можно сказать – глобальное. В августе 1905 года, ровно 120 лет назад, в Соединенных Штатах, в Портсмуте, состоялась мирная конференция, положившая конец одной из самых бесславных, беспросветных войн в истории России – русско-японской. Войне, в ходе которой русская армия проиграла все полевые сражения, сдала Порт-Артур, а флот был уничтожен в битве при Цусиме.

Несмотря на то, что в военном плане империя Николая Второго потерпела фиаско, экономическая ситуация в Японии была отчаянной – война давалась японцам очень тяжело, продолжать ее у правительства не было ни желания, ни возможностей. В Токио стали зондировать почву на предмет мирного соглашения, а в России, где в разгаре была революция, властям тоже хотелось как можно быстрее завершить боевые действия.

Возникла потребность в международном посредничестве. И такой посредник нашелся – им стал президент США Теодор Рузвельт.

Тогдашняя Америка мало напоминала Америку сегодняшнюю. В начале двадцатого века ее никто еще не признавал сверхдержавой, она оставалась в тени могучих европейских государств – Великобритании, Германии, Франции, той же России. Поэтому тот факт, что мирная конференция состоялась не в Европе, а в Америке, многие восприняли как сенсацию.

Но именно американское посредничество помогло тогда заключить мир. Причем на удивительно выгодных для потерпевшей поражение России условиях. По ходу переговоров глава российской делегации Сергей Юльевич Витте и американские посредники отвергли максималистские требования Японии, которая первоначально настаивала и на контрибуции, и на существенных территориальных уступках, и на фактическом отказе от российской сферы влияния в Китае.

В итоге уступки оказались куда менее значительными. Контрибуцию платить не пришлось, влияние в Китае сохранялось, территориальные потери ограничились южной половиной Сахалина.

А что касается США, то именно тогда они впервые заявили о себе как о мировой державе, способной выполнять деликатные дипломатические миссии и устанавливать мир на другом, далеком континенте.

И, наконец, вишенка на торте. Именно за организацию Портсмутской конференции президент Теодор Рузвельт в следующем, 1906 году, был награжден Нобелевской премией мира. Он стал первым американцем, который ее получил.

Для Дональда Трампа, мечтающего о Нобелевской премии, это – обнадеживающий пример. Аналогии напрашиваются сами собой. Многое напоминает 1905 год. Даже месяц тот же -- август. Попытки президента США положить конец чужой войне. Переговоры в Америке, посвященные поискам мира, только вместо Портсмута – Аляска.

Есть, правда, один неприятный момент. 120 лет назад Рузвельту никто не мешал мирить Санкт-Петербург и Токио. Европейским державам тогда по разным причинам тоже не хотелось продолжения русско-японской войны. Сейчас ситуация не столь однозначна. Ключевые государства Европы не скрывают своего скептического отношения к мирным инициативам Вашингтона. Они считают, что Трамп идет на поводу у Кремля и будет склонять Киев к чрезмерным уступкам. Да и сам Киев пока настроен негативно, хотя и не решается впрямую бросать вызов хозяину Белого дома.

В общем, Дональду Трампу, если он хочет получить Нобелевскую премию, предстоит разыграть гораздо более сложную партию, чем его предшественнику – кстати, тоже республиканцу – 120 лет назад.

Источник: Telegram-канал "Максим Юсин", репост Рамзай

Топ

Лента новостей