Две недели до саммита ШОС: вопросы, интриги и много переменных. Скучно не будет, обещает Наталья Старичкова, политический обозреватель @lentv24.
Пока в мире нарастает ажитация из-за того, что всем предстоит увидеть сегодня (по московскому времени - после семи часов вечера) в Вашингтоне, всё больше нарастает напряжение и в связи с событиями, которые назначены на 31 августа - 1 сентября: саммит ШОС в Тяньцзине.
Всего-то чуть больше трех недель назад, анализируя предстоящее событие, СМИ писали, что саму подготовку к саммиту глав-государств ШОС в Китае «осложнили разногласия членов организации».
Что есть чистая правда: Индия практически увязывала тогда личное участие премьер-министра Моди с тем, чтобы страны ШОС выбрали сторону в индо-пакистанском конфликте и осудили Исламабад за «поддержку терроризма».
Притом, что Пакистан, напомним, тоже страна-участница Шанхайской организации сотрудничества. То есть противоречие интересов ещё недавно представлялось настолько сложным, что неизвестно, как бы оно вообще было преодолено.
Впрочем, конкретно с этим узлом блистательно справился Трамп: Нарендра Моди ровно после трамповского бурлеска с тарифами и презрительными заявлениями сообщил, что таки приедет в Синьцзян.
Однако две недели - это, по нашим временам, ещё очень много времени, и всё может перемениться. Так что вот он - первый интригующий узел, которые сейчас одни изо всех дипломатических сил стараются благополучно развязать, а другие - как можно крепче затянуть. Причём, любыми способами.
Второй узел, конечно, не столь глобален, хотя это тоже - как посмотреть. В Китайский Синьцзян на саммит ШОС собираются также Никол Пашинян, Ильхам Алиев и даже, вроде бы, Эрдоган.
Месяц назад нынешний премьер Армении вдруг заявил, что республика намерена стать членом Шанхайской организации сотрудничества. Аргументируя это намерение двумя обстоятельствами: «логикой сбалансированной политики» и тем, что в ШОС, вроде бы, готовятся структурные изменения - с отменой невнятных форм участия в виде «наблюдателей», или «ассоциированных членов».
Про возможные структурные изменения в ШОС - это любопытно. Учитывая, что ШОС изначально создавалась как организация не только по вопросам экономической интеграции, но и сотрудничества в сфере безопасности, стремление к более чётким принципам членства, а, значит, и функционирования - более чем понятно.
Хотя, ну, очень сложно решаемо - учитывая многочисленные и местами опасно острые конфликты стран-участниц как между собой, так и с другими. Один Иран чего стоит. Не считая Индии, Пакистана, Китая.
И вот сюда же зачем-то хочет войти сегодняшняя Армения. Или не хочет, а просто Никол Пашинян изображает пресловутый «баланс интересов», чтобы хоть как-то спасти свою репутацию и обозначить свой «приличный статус», прислонившись к шанхайскому центру силы?
Так или иначе, а то, как с ним в итоге поступят взрослые в Цзяньцине: как примут, что скажут, что вежливо-настоятельно посоветуют - тоже ведь интрига. Особенно с учётом коллизий вокруг Зангезурского коридора, которые в итоге могут оказаться очень даже неожиданными.
Ещё интересный вопрос - поедет ли на саммит ШОС господин Алиев. В апреле он заявлял, что собирается - в качестве главы страны-партнёра Шанхайской организации сотрудничества по диалогу. В отличие от Еревана, в Баку всегда подчеркивали, что не собираются вступать в ШОС, ибо Азербайджан - «внеблоковый».
Так что если в организации и впрямь намечаются структурные перемены, то и такой приблизительный статус участия для республики может закончиться. Но самое любопытное сейчас другое: если Алиев не передумает и приедет, то ему «воленс-неволенс» предстоит встретиться с Владимиром Путиным. И как это будет происходить - ещё одна серьёзная интрига.
И всё же, надо признать: на то, чем эти и другие интриги, связанные с саммитом ШОС, в итоге обернутся, сегодняшнее действо в Вашингтоне тоже повлияет. Как и предстоящие две недели в ракурсе украинской проблемы: тут тоже многое ещё может получиться такого, что заставит хороших и разных участников саммита ШОС перестраиваться на ходу.