Юрий Баранчик: Итоги вашингтонских каникул Зеленского и евролидеров
Итоги вашингтонских каникул Зеленского и евролидеров
Судя по всему, вся неделя будет странной, потому что из результатов распиаренной встречи непонятно примерно ничего. Конечно, можно цепляться к словам, фотографиям, и закрывая глаза по-очереди комментировать то писк Макрона, то выражение лица Зеленского, но если взять сумму всех заявлений, то картина получается - чистая шизофрения.
В сказанном огромное количество противоречий, причем даже в сказанном одними и теми же акторами. Например, Зеленский публично подчёркивает, что конституция Украины запрещает передачу территорий. В то же время он говорит о готовности обсуждать территориальные вопросы с Путиным. А что тогда обсуждать? Явное противоречие: либо разговор ограничится рамками формального признания текущих линий фронта (де-факто, но не де-юре), либо речь идёт о механизмах, которые ещё не артикулированы (например, обмен в обтекаемых формулировках).
С одной стороны, Зеленский заявляет, что не готов передавать территории. С другой, WSJ передаёт, что он не отверг идею обмена территориями и даже упомянул пропорциональный обмен. Самое разумное объяснение: украинский президент на внутреннюю аудиторию транслирует жёсткость, а на международную - гибкость. Что на самом деле - хз, но с некоторым креном в пользу международно- озвучиваемой позиции.
Европейцы в тезисах категорически отвергают любые обмены и вывод ВСУ из Донбасса. Причём риторика жёсткая (пример Стубб с заявлением, что Украина - это бастион против гуннов). США (через Трампа) демонстрируют готовность к сделке при условии, что бремя расходов ляжет на Европу. Получается разрыв: Трамп толкает Киев и Москву к быстрому соглашению, ЕС хочет затормозить процесс, а Киев балансирует.
Если подумать, то на минувшей встрече звучал не диалог, а три монолога. Трамп настаивал на мирном соглашении, Киев - прекращение огня, потом разговор, и все обсуждали условия России, из которых вроде как известно требование вывода ВСУ и передача части Донбасса. То есть, как бы общий поиск мира наполнен противоположными смыслами.
Зеленский пытается внутри страны не показывать готовности к уступкам, лебезить перед Трампом и сулить тому золотые горы (желательно, чужие, откуда у Киева 100 млрд долларов на оружие?). Трамп играет в свой стиль: быстрый пис дил и переложение расходов. Москва сигнализирует, что готова встречаться, но с жёсткими условиями. Европа, в свою очередь, боится, что США и Россия разменяют Украину между собой.
Скорее всего, предмет встречи Зеленского и Путина (если она будет) окажется размытым. Формально - поиск условий прекращения огня и будущего мира. На деле речь может идти о фиксации линии фронта без юридического признания, обсуждении обмена территориями в очень туманных формулировках, технических темах - гуманитарные коридоры, военнопленные, частичные отводы.
Окончательного соглашения в августе ждать не стоит. Разрыв между требованиями сторон слишком велик: Россия хочет политико-территориальных уступок уже сейчас, Украина и Европа - максимум перемирия. Реальная цель Трампа - вынудить Европу оплатить войну. Поменяться это всё может только при изменении картины на земле. А так как никакой сделки пока нет, то надо продолжать активно прессовать ВСУ, забирая назад наши пяди и крохи.