Олег Царёв: Чудо на Неве.. (Чудо на Гудзоне отдыхает)

Олег Царёв
Олег Царёв - Бывший депутат Верховной Рады Украины от Партии регионов
Олег Царёв: Чудо на Неве.. (Чудо на Гудзоне отдыхает)

Чудо на Неве.

(Чудо на Гудзоне отдыхает)

Утром 21 августа 1963 года пассажирский самолёт Ту124 (бортовой номер СССР45021) выполнял регулярный рейс №366 из Таллина в Москву. На борту находились 45 пассажиров и 7 членов экипажа. Командир воздушного судна — 27летний Виктор Яковлевич Мостовой, второй пилот — Василий Павлович Чеченев.

Проблемы начались сразу после взлёта из Таллина: не убралась передняя стойка шасси, заклинившая в полувыпущенном положении. Самолёт не мог садиться в таком состоянии. Вдобавок погода в Таллине резко ухудшалась — на аэродроме сгущался туман. Было принято решение уйти на запасной аэродром — в Ленинград.

К полудню самолёт вышел на подлёт к северной столице. Диспетчеры разрешили ему кружить над пригородами Ленинграда, чтобы выработать топливо перед аварийной посадкой. Однако стоявший сильный встречный ветер увеличивал расход, а показатели приборов, как выяснится позже, были неверными изза дефекта топливомера. Экипаж был уверен, что керосина ещё достаточно.

На последнем круге, когда экипаж готовился к посадке с риском разрушения шасси, один за другим остановились оба двигателя — топливо кончилось. На борту повисла полная тишина. Самолёт находился прямо над историческим центром города, приблизительно в районе Исаакиевского собора. Стало ясно: попытка планировать на аэродром означает падение на жилые кварталы.

Командир Мостовой принял единственно возможное решение — сажать самолет на воду, в русло Невы.

Ситуация осложнялась: впереди были мосты. На высоте около 90 метров Ту124 пролетел всего в нескольких метрах над Большеохтинским мостом. Ещё через секунды — буквально «чиркнул по воздуху» над строящимся тогда мостом Александра Невского. Рабочие на лесах в панике прыгали в воду. После этого осталась единственная возможная площадка — участок Невы перед Финляндским железнодорожным мостом.

Именно здесь проявился опыт второго пилота Чеченева, который ранее летал на гидросамолётах. Ему удалось мягко коснуться водой на скорости около 320 км/ч. Удар пришёлся почти идеально: самолёт проскользил по поверхности и остановился примерно в 100 метрах от моста.

Учёные позже подсчитали: если бы касание произошло на секунду раньше, произошёл бы разрушительный гидроудар; на секунду позже — лайнер врезался бы в опоры моста. На все манёвры у экипажа были считанные мгновения — 14 секунд от момента отказа двигателей до приводнения.

При касании корпус получил пробоину, и вода быстро стала поступать внутрь салона. Учитывая глубину Невы в этом месте (13 м), существовал риск, что лайнер затонет вместе с пассажирами. Но им снова улыбнулась удача: мимо проходил буксир «Прибой», которым управлял 24летний капитан Николай Ефимов.

Он мгновенно сориентировался, подошёл вплотную к самолету, пилоты разбили лобовое стекло кабины и закрепили штурвалы тросом. Буксир сумел подтянуть тонущий самолёт к берегу. Благодаря этому хватило времени на эвакуацию. Все пассажиры и экипаж были спасены — никто не погиб и не получил серьёзных травм.

Кстати, среди пассажиров рейса оказался епископ Таллинский Алексий (Ридигер) — через десятилетия он станет Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Командира Виктора Мостового и второго пилота Василия Чеченева наградили орденами и признали героями гражданской авиации. Чеченев впоследствии до конца жизни продолжал летать, а Мостовой работал в гражданской авиации ещё много лет.

Этот случай навсегда вошёл в учебники: единственная в истории СССР и России успешная посадка пассажирского лайнера на воду без жертв. Во всех авиационных академиях мира он предлагается студентам как пример высочайшего профессионализма и хладнокровия экипажа в критической ситуации.

Олег Царёв. Подписаться.

Олег Царёв: Чудо на Неве.. (Чудо на Гудзоне отдыхает)

Олег Царёв: Чудо на Неве.. (Чудо на Гудзоне отдыхает)

Олег Царёв: Чудо на Неве.. (Чудо на Гудзоне отдыхает)

Автор: Олег Царёв

Топ

Лента новостей