Роман Алехин: Инфляция дипломов: что делать, чтобы бумага снова значила знания

Роман Алехин
Роман Алехин - Социальный технолог/психолог и военный волонтер
Роман Алехин: Инфляция дипломов: что делать, чтобы бумага снова значила знания

Инфляция дипломов: что делать, чтобы бумага снова значила знания

Опрос Pro-Vision показал: 46% россиян считают высшее образование необязательным и отдают предпочтение колледжам и техникумам. Лишь 29% настаивают на университете, а треть вообще воспринимает диплом как формальность.

Это отражает важную реальность: у нас произошла инфляция дипломов (да и вообще у нас инфляция всех ценностей и институтов - говорим много, а за картинкой нет ничего). Как с деньгами - их стало слишком много, а ценность упала. Диплом же и перестал быть пропуском в профессию. По данным Росстата, почти треть выпускников (30%) работает не по специальности, а по опросам Superjob и ВЦИОМ — до половины. То есть, сам диплом всё чаще — «бумага для родителей», а не инструмент карьеры.

Почему?

— Университеты десятилетиями выпускали юристов и экономистов в никуда, а так же выдавали дипломы за деньги, а не за знания.

— Рабочие профессии недооценены, хотя именно они кормят экономику.

— Вуз перестал быть отбором — туда идут «для галочки».

Но, если задуматься, что шаги не такие сложные и большинство их на поверхности. Например:

Вернуть профильность вузам.

Технический — значит технический. Гуманитарный — значит гуманитарный. Без факультетов-«подработок». Важно, чтобы вузы строили научные школы и традиции, а не занимались торговлей дипломами.

Восстановить дисциплину.

Университет — это не про всех. Это про тех, кто способен мыслить абстрактно и глубоко. Остальные должны спокойно и без стигматизации уходить в колледжи и техникумы. Там — профессия, зарплата, карьера. Это не как в постсоветах; двоечник - в ПТУ, а уже сегодня совсем другие смыслы закладываются в ссузы.

Профориентация в школе.

В 9–11 классах нужно чётко видеть: кто тянет на инженера, кто на гуманитария, а кто — в прикладную сферу. Родители и педагоги должны понимать реальный уровень ребёнка. Вузы — хантить лучших ещё в школе, а для этого создавать специализированные классы. Но и честно отсекать тех, кто заведомо не сможет вкалывать на вышке, чтобы получить диплом.

Вернуть престиж.

В советское время ромбик о высшем образовании носили как медаль. Не потому что «корочка», а потому что за ней стояла дисциплина, экзамены, реальный труд. Диплом должен снова стать символом пройденного испытания, а не пустой бумажкой.

Связать ССУЗы с отраслью.

Идея, о которой говорил Владимир Путин, — полностью передать колледжи и техникумы в профильные ведомства. Медицинские — Минздраву, железнодорожные — РЖД, энергетические — Минэнерго. Это уберёт разрыв между обучением и реальной работой: отрасль сама готовит кадры для себя, а выпускники получают гарантированное место. Но и ссузы должны стать местом, где ищут таланты для вышки - с возможностью упрощенного перевода.

.

Сегодня диплом стал «инфляционным» активом. Чтобы вернуть его ценность, нужно перестроить всю систему: школа профориентация колледж или вуз гарантированное трудоустройство. Тогда диплом снова станет символом знаний и труда, а не бесполезной бумажкой.

Кстати, я уже много лет не смотрю на дипломы при собеседовании, потому что даже в сфере маркетинга и менеджмента не вижу за дипломом даже базовых знаний по этим направлениям. Я просто смотрю - горят глаза или нет и готов ли соискатель к трудностям, в том числе учиться по специальности в свободное время. Или просто пришел пересидеть на дипломе...

Думай с Роман Алехин

Автор: Роман Алехин

Топ

Лента новостей