Мир между Арменией и Азербайджаном застопорился, и дальше подписанной в Вашингтоне декларации дело может и не пойти.
Президент Азербайджана Алиев заявил в интервью:
«Формально мирное соглашение не было подписано по одной конкретной причине: в конституции Армении по-прежнему есть положение, которое ставит под сомнение территориальную целостность Азербайджана. Насколько мы понимаем, они внесут поправку. И как только эта конституционная поправка будет внесена, как только территориальные претензии к Азербайджану будут изъяты, будет подписано официальное мирное соглашение».Такое положение конституции Армении реально есть, я об этом писал.
Только вот сейчас Армения в лице главы МИД страны Мирзояна заявляет, что Армения не обещала Азербайджану изменять свою Конституцию:
«Конституция не обсуждалась на встрече в Вашингтоне, и мы не давали обещаний какой-либо третьей стране, что обязаны ее изменять», — сказал он в интервью.
Другими словами, пока есть меморандум и номинация Трампа на Нобелевскую премию за мир между Арменией и Азербайджаном, но реальное заключение мирного договора поставлено на паузу.
Более того, без подписанного мира и перспективы реализации «Зангезурского коридора» (проекта «мост Трампа») весьма туманны. В пункте 4 совместной декларации Армении и Азербайджана, которую приняли 9 августа в Вашингтоне, указано:
«Республика Армения будет работать с США и согласованными совместно третьими сторонами над выработкой рамок проекта транспортной связанности «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания»на территории Республики Армения».
Согласие «работать над рамками проекта» — это еще далеко не передача территории в управление другому государству. Кроме того, меморандум не является юридически обязывающим документом. А мирный договор уперся в конституцию.
Передача части территории в аренду требует решение парламента Армении, вероятно, некого межгосударственного договора, который будет внесен в парламент и ратифицирован. Маловероятно, что Пашинян рискнет ставить этот вопрос в парламенте менее чем за год до парламентских выборов.
В наших интересах, чтобы проект «мост Трампа» так и не был реализован.