Хорошая инфографика, демонстрирующая роль российской нефтяной отрасли на мировом экспортном рынке. Россия — экспортер нефти №2, поэтому санкции и не работают: заместить российские объёмы невозможно. Дыру в 4,5–5 млн баррелей в день закрыть нельзя. В мире нет столько незагруженных резервных скважин.
Другое дело, что в результате политических пертурбаций последних лет российскую нефть выдавили из Европы и других стран развитого мира. Нельзя сказать, что рынок Европы чем-то лучше китайского или индийского. Однако он географически самый близкий к России, а нефть — многотоннажный товар, то есть требует соответствующей инфраструктуры доставки. В результате санкций хорошо стали зарабатывать судоходные компании, зачемто перевозящие гигантские объёмы энергии сначала в Индию, а потом оттуда ГСМ обратно в Европу. Зарабатывают они за счёт российских нефтяников и европейских потребеителей.
В то же время российский экспорт — самый концентрированный среди всех странэкспортеров нефти. 80% российской нефти направляется в две страны: Индию и Китай. Тогда как другие поставщики пытаются диверсифицироваться и не зависеть от одногодвух рынков сбыта, чтобы избавиться от диктата покупателя.
Впрочем, возвращение Exxon на проект Сахалин1 будет дефакто означать снятие санкций с компании «Роснефть» (если американцам можно работать с «Роснефтью», почему бы не работать японцам или корейцам?), и, вероятно, экспорт российской нефти начнёт постепенно расширяться.