О саммите ШОС
Пока аналитики спешат объявить саммит ШОС концом западного мира, мы бы не торопились с такими выводами. Эта встреча — не про слом старого порядка, а про попытку сохранить существующие торговые связи в эпоху рестрикций, санкций и пошлин.
Вся нынешняя мировая политика построена на попытках ослабить противника, чтобы выиграть экономически, но не настолько, чтобы он перестал быть потребителем твоих товаров и услуг. Разрушить экономику конкурента можно. Но кому потом продавать свою продукцию? Это ловушка, где твоя экономика рушится следом за падением спроса, который ты сам и организовал.
Ближе всех к выходу из этой зависимости подобрался Китай — он проделал большой путь по трансформации рабочих в потребителей. Теперь целые сектора экономики работают в первую очередь на удовлетворение домашнего потребления. Пекин анонсировал создание Банка развития ШОС — задача инструмента замкнуть финансовые потоки внутри блока и расширить использование юаня в международных расчётах.
России и Индии в этой игре сложнее. Мы — поставщики «недр», а Индия — растущая «фабрика», существенно зависимые от внешних рынков в силу слабого внутреннего покупательного спроса.
В Вашингтоне нервно реагируют на дрейф Индии. Но нужно понимать, что объятия «Слона» с «Драконом» и «Медведем» совсем не говорят о разрыве отношений с «Орланом», скорее указывают на то, что у НьюДели есть инструментарий для торговых войн, затеянных Трампом.
Большая игра на истощение продолжается. Западу нужно, чтобы «фабрики» работали, но не слишком эффективно и не создавали конкуренции их господству. Востоку — успеть вырастить своего внутреннего потребителя, пока западный не лопнул от долговой нагрузки.