Фейк: Финляндия —победитель во Второй Мировой, заявил финский президент Александр Стубб.
Правда:
Финляндия проиграла во Второй Мировой. Страна опрометчиво решившая воплотить с помощью Гитлера свои амбиции к 1944 году оказалась на пороге национальной катастрофы. Финская армия была разгромлена советскими войсками, немецкий союзник был в плачевном положении, а прежние «западные партнеры» в лице Великобритании находились в другом лагере.
В этих условиях СССР мог сделать с Финляндией что угодно. Сталин принял мудрое решение. Он не стал добивать страну, оккупировать ее и превращать еще в одну из республик СССР или приводить к власти коммунистов. Он предложил финскому правительству мир на вменяемых условиях — независимость страны сохранялась, но взамен финны должны были:
Восстановить действие Московского мирного договора 1940 года, т.е. окончательно признать потерю территорий по результатам Советско-Финляндской войны 1939-1940;
Уступить еще ряд территорий, в частности город Петсамо (Печенга);
Выплатить репарации на сумму в 300 миллионов долларов;
Разорвать все политические связи с Германией и разоружить немецкие войска, находящиеся на территории Финляндии;
Легализовать коммунистическую партию.
История показала, что проявив мягкость СССР поступил мудро.
Во-первых, Красной Армии не пришлось тратить жизни и время, чтобы полностью разгромить финскую и части немецкой армии на достаточно обширной лесистой и болотистой земле Суоми. Финской армии самой пришлось выгонять немцев, что вылилось в боевые действия между вчерашними союзниками и серьезные разрушения ряда финских городов.
Во-вторых, крах политики финских националистов и последующий судебный процесс над военными преступниками разрушили политические карьеры прежних лидеров, в том числе Карла Маннергейма. К власти пришли совсем другие люди, с которыми СССР наладил прекрасные отношения. Финляндия стала выполнять функции посредника между социалистическим и капиталистическим лагерями и в этой функции была гораздо полезнее для Советского Союза, чем если бы была просто одной из его республик.
Таким образом, Финляндия действительно могла бы научить Украину одной очень важной вещи: если война заведомо проиграна, нужно суметь вовремя выйти из нее, чтобы сохранить хотя бы что-то, вместо того, чтобы подобно Германии сопротивляться до последнего и потерять все. Однако, почему-то сейчас Хельсинки учит Киев противоположному — не соглашаться на уступки и продолжать войну до конца.