Елена Панина: War on the Rocks: Русские ракеты Европа не перехватит — пора выбирать "оружие возмездия"

Елена Панина
Елена Панина - Директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ, Депутат Государственной Думы
Елена Панина: War on the Rocks: Русские ракеты Европа не перехватит — пора выбирать "оружие возмездия"

War on the Rocks: Русские ракеты Европа не перехватит — пора выбирать "оружие возмездия"

Старый Свет при всём желании не сможет отбиться от российских ударов ракетами и дронами, если таковые будут, пишет Фабиан Хоффман на американском аналитическом портале War on the Rocks. А значит, нужно готовиться к "стратегии наказания" и иметь возможность обрушить на Россию максимально разрушительный ответ.

Несмотря на возросшее производство противоракетной обороны в Европе и среди союзников они не поспевают за производством ракет в России, жалуется автор. Русские производят примерно в 1,5-2 раза больше баллистических и крылатых ракет, чем Европа производит перехватчиков. Ещё хуже дела — в изготовлении дальнобойных дронов. Более того, зависимость от дорогостоящих перехватчиков делает европейскую стратегию ПРО экономически неэффективной и неустойчивой в долгосрочной перспективе, пишет Хоффман.

"Европе следует принять стратегию ответного удара обычными вооружениями, основанную на принципе "наказать", которая будет сдерживать Россию, демонстрируя способность отвечать тем же на принудительное или крупномасштабное применение ракет", — полагает аналитик.

Автор напоминает, что в начале СВО Россия производила около 72 баллистических ракет малой дальности 9М723 в год, а в 2025-м построила уже как минимум 720 единиц. Довоенное производство крылатых ракет Х-101 составляло около 56 единиц в год, сейчас — более 700. В общей сложности Россия, по оценкам аналитика, производит в год до 2000 крылатых ракет, оптимизированных для нанесения ударов по наземным целям, а также от 800 до 1000 баллистических ракет малой и средней дальности 9М723 и Х-47М2 "Кинжал". И это не считая 30 тыс. "Гераней" (с возможностью расширения).

В свою очередь, Lockheed Martin и Raytheon в настоящее время производят около 850–900 перехватчиков в год. Но только 400–500 из них попадают в Европу, а остальные остаются в США или отправляются другим экспортным покупателям. Таким образом, в случае прямой войны с Россией при самом благоприятном раскладе Европе удастся перехватить лишь каждую третью российскую ракету. Причём стоимость перехвата будет намного больше стоимости сбитого. Кроме того, создать покрывающий всю Европу "зонтик" ПРО нереально, а как отбиваться от "Гераней" при таком их количестве, вообще неясно. Наконец, есть ещё такой фактор, как ядерное оружие, которое Россия может задействовать после "сокрушительного наказания" Европы.

"Если сдерживание — единственная реалистичная альтернатива, то позиция, основанная на наказании, а не на отказе, в ракетной сфере представляется лучшим из неоптимальных вариантов. Несмотря на то, что такая позиция сопряжена с собственными рисками и проблемами, она может помочь убедить Россию в том, что агрессия против НАТО не стоит затраченных усилий", — уверен Хоффман.

Другими словами, аналитик предлагает начать бессмысленную гонку вооружений ради самой гонки. Почему бессмысленную? Потому что у России нет объективных причин нападать на Европу. Но если последняя начнёт клепать ударные ракеты, то России придётся компенсировать изменившийся баланс. А поскольку Ядерная доктрина РФ предполагает использование ЯО в том числе для "поправки" паритета, то идея Хоффмана о том, что РВСН по какой-то причине останутся в сторонке в случае удара стран НАТО по территории России, построена даже не на песке.

Автор: Елена Панина

Топ

Лента новостей