Михаил Онуфриенко: - Не там и не так копаете, Григорий,- глядя на доску, как на поле боя, приговаривал Артём Аркадьевич, потирая виски указательными пальцами

Михаил Онуфриенко
Михаил Онуфриенко - Военный эксперт и блогер
Михаил Онуфриенко: - Не там и не так копаете, Григорий,- глядя на доску, как на поле боя, приговаривал Артём Аркадьевич, потирая виски указательными пальцами

- Не там и не так копаете, Григорий,- глядя на доску, как на поле боя, приговаривал Артём Аркадьевич, потирая виски указательными пальцами, - вся ваша литература на исторические темы описывает события, их антураж, эмоции, переживания участников, но только не причины и следствия, а чтобы разобраться с поведением людей, требуется чётко отделить цели и средства, хотя вторые очень часто похожи на первые…

-Например? - вопрошал Григорий, с огорчением глядя, как очередной раз проигрывает партию, имея фору в ферзя.

- Все эти либерте-эгалите-фратерните, старые и новые идеологии, партии и движения - суть только инструменты, а вам нужен ответ на вопрос, почему конкретный политик вёл себя так, а не иначе. Ответить на него можно, поняв, какую смертельную угрозу отводил от себя человек, принимая то или иное решение.

-А если угроза была не смертельной?

-Тогда изучаемая вами персона, скорее всего, осталась бы сидеть на попе ровно. Человек - зверушка ленивая. Пока жареный петух с тыла не зайдет, он с печки не слезет! Или будет, как вы, стоять на распутье до морковкиного заговенья.

Человек принимает действительно важные решения, когда его к этому подталкивают непреодолимые силы. Вот тогда он начинает шарить по карманам, оглядываться вокруг и думать, каким инструментом сподручнее воспользоваться… Начинает вспоминать чьи-то попранные права, вопить, как резаный, про свободу и демократию, про исторический выбор...

Вы взялись за учебники по истории, чтобы ответить на вопрос, как вести себя простому человеку в эпицентре геополитической катастрофы. Это очень интересная задачка, во всяком случае нетривиальная. Сталин под конец своей жизни признался, что есть логика намерений и логика обстоятельств, и логика обстоятельств всегда сильнее логики намерений. Его слова вскрывают правила, по которым живут правители.

Со стороны может показаться, что они делают, что хотят, но вот весьма авторитетный и авторитарный Иосиф Виссарионович говорит, что это не так. Прислушайтесь к его словами и попробуйте ответить на вопрос “Кто создает эти обстоятельства, которые вынуждают действовать правителей даже вразрез их намерениям?” Выживают те, кто создают эти обстоятельства, оставаясь при этом за кадром.

- И почему обязательно находится за кадром?

- Потому что невозможно починить двигатель, будучи его частью...

Из книги ЭПОХА ПЕРЕМЕН

Аудиоверсия: https://story4.me/book/curriculum_vitar_753/

Автор: Михаил Онуфриенко

Топ

Лента новостей