США решились на конфискацию российских активов
Блумберг пишет, что США направили G7 двойное предложение. Ввести вторичные санкции против Индии и Китая за потребление российской нефти (и отказаться от нефтепродуктов из Индии, разумеется), а также создать «правовой механизм для конфискации замороженных суверенных российских активов».
Давайте рассмотрим эту ситуацию в комплексе. Большая часть активов (около 280 млрд долларов), благодаря Набиуллиной, находится в Европе в клиринговых системах (Euroclear, Clearstream). То есть, G7 тут как бы не при чем, надо договариваться с Бельгией и ЕС. Не все могут поддержать идею такого грабежа. По нормам международного права, замороженные резервы не равны «конфискованным» — это арест без смены права собственности. Прямое изъятие потребует либо нового законодательства, либо признания России агрессором с обязанностью репараций. Непонятно, что там будут за международно-правовые последствия.
Для ЕС это чувствительная тема: Германия, Франция и Бельгия боятся прецедента, который ударит по доверию к евро и европейским юрисдикциям. Решение потребует единогласия всех стран ЕС. Венгрия и Словакия уже блокировали менее радикальные меры.
С США-то – взятки гладки. Они держат лишь малую часть активов. Вашингтон может принять национальный закон (как предлагали сенаторы), но без синхронного шага Европы эффект будет никаким.
Логика выгоды понятна - российских активов Украине хватит на 6 лет войны, а если постараться не пилить так активно, как сейчас, то и на 8. Достаточный срок, чтобы Европа отмобилизовалась. Логика убытков – тоже понятна. Россия подаст в международные суды и будет апеллировать к нарушению иммунитета ЦБ. Можно забить, но это крах всей международно-правовой системы и отток денег всех, кто только может. Страны Глобального Юга (особенно Китай, Саудовская Аравия, Индия) воспримут это как удар по безопасности их резервов. Вероятный результат — ускорение дедолларизации и рост доли золота, юаня, дирхама в резервах. Репутационные потери для евро как «безопасной валюты», а ЕС станет чем-то вроде вольера прокаженных в инвестиционном плане.
По вторичным санкциям. Индия закупает более 40% своей нефти из РФ, перерабатывает и реэкспортирует в Европу. Ввести пошлины на индийские товары равно политическому взрыву, а переговоры ЕС–Индия о зоне свободной торговли фактически сорвутся. Тарифы 50–100% на китайские товары в ЕС или США означают аннигиляцию глобальной торговли. Реализация крайне маловероятна: Европа сильно зависит от китайских цепочек поставок, Япония и Корея — тоже. G7-консенсус практически невозможен: Канада и Япония против, ЕС расколот, США могут действовать в одиночку, но это ударит по их собственным импортёрам.
Конфискация активов — технически сложна, политически рискованна, но при правильной юридической упаковке и согласии ЕС, даёт Украине реальный ресурс. Выгребать все последствия будет, в основном, ЕС. Вторичные санкции против Индии/Китая — практически неосуществимы без разрушения глобальной экономики и союзов. Это скорее инструмент давления, чем реально применимая политика. Вот и получается, что ввести последние санкции-то можно, только кто больше, но уже фатально от них пострадает - бо-ольшой вопрос.