Елена Панина: Пакт Саудовской Аравии и Пакистана: что меняется в мировой архитектуре
Пакт Саудовской Аравии и Пакистана: что меняется в мировой архитектуре
Соглашение между Саудовской Аравией и Пакистаном это первый военный союз Эр-Рияда со страной, обладающей атомным оружием. В принципе, достаточно одного этого факта: саудиты перестали полагаться исключительно на США как гаранта безопасности. Но фактор ядерного оружия тоже подчёркнут.
"Это всеобъемлющее оборонное соглашение, охватывающее все военные средства", цитирует Al Jazeera саудовского чиновника, ответившего на вопрос о том, предусматривает ли пакт о взаимной обороне использование Пакистаном ядерного оружия в случае необходимости.
Сказать, что этот пакт может иметь стратегические последствия, не сказать ничего. Как и предполагалось, "арабского НАТО" по итогам встречи арабских и исламских стран не получилось, однако и пакта Саудовской Аравии и Пакистана достаточно, чтобы "перевернуть стол" на Большом Ближнем Востоке.
В частности, для Тегерана этот союз сулит серьёзные изменения. Исламабад традиционно лавировал между Эр-Риядом и Тегераном, во многом полагаясь на Пекин, но теперь баланс смещается. Это может подтолкнуть Иран к углублению сотрудничества с тем же Китаем и Россией.
В свою очередь, нормализация отношений Эр-Рияд с Тель-Авивом откладывается на неопределённый срок. Союз с Пакистаном, который никогда не признавал Государство Израиль, резко ограничивает саудитам пространство для диалога.
Нью-Дели тоже оказывается в сложной позиции: Исламабад получает экономическую и политическую подпитку от богатейшей арабской монархии. Это сразу не изменит глобальный баланс сил, но явно усилит конкуренцию в Южной Азии. Все это понимают, поэтому саудовская сторона уже отметила, что усиление отношений с Пакистаном не означает ухудшения их с Индией.
Вашингтон сталкивается с тем, что его ключевой союзник на Ближнем Востоке не просто демонстрирует самостоятельность и тягу к многополярности, но теснит саму логику американского "военного зонтика" в регионе.
А вот Китай выглядит главным "неявным победителем" от сделки саудитов с пакистанцами. Учитывая тесные связи с Исламабадом, Пекин не только выигрывает в прямом противостоянии с США на Ближнем Востоке, но и получает через саудитов новые рычаги влияния в регионе, а с ними и более широкий доступ к его энергетическим ресурсам и транспортным коридорам.
Что касается России, то наша страна получает новый этап многополярности мира и возможность продвигать собственные интересы сразу с разных сторон: как партнёр Китая, Ирана и Саудовской Аравии одновременно.
Пакт Саудовской Аравии и Пакистана это не просто военное соглашение. Это знак сдвига парадигмы, как минимум ближневосточной. Саудиты больше не готовы полагаться на США, пакистанцы же закрепляют за собой роль ядерного "поставщика безопасности" в мусульманском мире.
В целом, соглашение усиливает значимость Ближнего Востока в рамках новой многополярной игры, где старые линии (США и Израиль против Ирана) теперь определяют далеко не всю картину.