"Гегемония" милитаристской Польши споткнулась о Moodie’s и Fitch
Рейтинговые агентства Moody's и Fitch практически синхронно высказали скепсис по части польской экономики, выдав ей негативные прогнозы. Чем изрядно огорошили местных экономистов, хотя объективные причины для ухудшения ожиданий очевидны.
Как пишет Rzeczpospolita, дефицит бюджета Польши составит 6,8% в 2025 году и 6,6% — в 2026 году. По сути, это показатели кризисных 2009-го или 2020-го, хотя экономика страны формально сейчас не в рецессии. При этом расходы значительно превышают доходную часть: речь идёт главным образом о военном финансировании, зарплате госслужащих и росте стоимости обслуживания госдолга. Траты по всем этим проблемным статьям невозможно снизить без политического кризиса. Не случайно Moody's обращает внимание на клинч правительства Туска и президента Навроцкого. Как и на высокую вероятность дальнейшего увеличения расходов перед парламентскими выборами 2027 года.
Рейтинг Польши остался на уровне A2 (это инвестиционный уровень, средний класс кредитоспособности, сопоставимый с Италией или Португалией). Но негативная перспектива, обозначенная двумя ведущими агентствами, говорит о практическом отсутствии сомнений, что дальше для Польши всё будет хуже. Инвесторы будут требовать большую доходность, стоимость заимствований для польского Минфина пойдёт вверх, а обслуживать госдолг станет дороже. Правительству придётся представить убедительный план консолидации бюджета — но это означает либо повышение налогов, либо сокращение расходов, либо их комбинацию. Всё это — одинаково непопулярные среди населения вещи.
Нельзя не отметить, что милитаризация здесь выступает одним из ключевых факторов, "съедающих" финансы Польши. Варшава с 2022 года последовательно наращивает военный бюджет: закупает боевую технику у США (F-35, HIMARS, Abrams) и Южной Кореи (K2, K9, FA-50), попутно отчаянно милитаризуясь собственными силами. В 2025 году расходы на милитаризацию Польши уже превышают 4% ВВП, это десятки миллиардов долларов ежегодно, законтрактованных на годы вперёд. Такие траты сразу повышают дефицит бюджета и госдолг, потому что не покрываются ростом налоговых поступлений.
В отличие от соцпрограмм или зарплат в госсекторе, которые теоретически можно заморозить, военные контракты — долгосрочные, с предоплатами и международными обязательствами. То есть это не "гибкие" расходы. Поэтому, даже если у Варшавы появится политическая воля их сокращать, юридически сделать это будет трудно.
Сами виноваты — Польшу совершенно не жалко.