Юрий Баранчик: Повышение НДС с 20% до 22% оказалось не вбросом

Юрий Баранчик
Юрий Баранчик - Политолог, эксперт по белорусско-российским отношениям, мировой геополитике
Юрий Баранчик: Повышение НДС с 20% до 22% оказалось не вбросом

Повышение НДС с 20% до 22% оказалось не вбросом

Судя по «Коммерсанту», слухи про грядущее повышение НДС с 2026 года оказались не слухами. Сигнал это явно плохой, важно понять – насколько.

Фискальная логика очевидна. Сегодня около трети доходов федерального бюджета формируется за счёт НДС, и повышение на два процентных пункта даёт прямой прирост поступлений, примерно на 1,1–1,5 трлн рублей ежегодно — цифра, сопоставимая с половиной всего нынешнего дефицита бюджета. Государство получает значительный ресурс, который можно направить на оборону и поддержку стабильности, а также снизить нагрузку на долговой рынок. В этом смысле для Минфина НДС — удобный инструмент: он собирается стабильно и обеспечивает мгновенный рост доходов.

Правда, издержек – целая гора. НДС относится к косвенным и регрессивным налогам, то есть перекладывается на конечного потребителя. Рост с 20 до 22% почти гарантированно вызовет скачок цен: опыт повышения 2019 года (с 18 до 20%) показал, что инфляция ускорилась примерно на 0,6%. В нынешних условиях, когда инфляционные ожидания и так высоки, эффект может быть ещё сильнее.

Удар придётся и по бизнесу. Снижение порога дохода, при котором компании обязаны платить НДС, с 60 до 10 миллионов рублей выведет тысячи малых предприятий в общий налоговый режим. Для них это значит рост административных издержек, падение рентабельности и необходимость либо повышать цены, либо уходить в тень. В результате государство действительно получит дополнительный доход, но часть малого бизнеса уйдёт в серые схемы, а часть просто закроется. Какой будет итоговый баланс «хорошо» и «плохо» - вопрос открытый.

Денежно-кредитный эффект двойственен. С одной стороны, рост цен заставит Банк России осторожнее подходить к снижению ключевой ставки, откладывая смягчение до тех пор, пока инфляционный всплеск не «сгорит» в статистике. С другой — сам факт увеличения налоговых поступлений уменьшит дефицит бюджета и снизит давление на долговой рынок, что создаёт предпосылки для снижения ставок во второй половине 2026 года. Таким образом, фискальная и монетарная логика будут работать в противоположных направлениях: налоговое ужесточение разгоняет инфляцию, но облегчает долг и даёт ЦБ пространство для манёвра. Ещё одна развилка, на которой ЦБ и Минфин обычно выбирает наиболее странные решения.

Политические последствия также неоднозначны. С одной стороны, государство демонстрирует способность мобилизовать ресурсы. С другой — рост цен и падение доходов бьют по массовым слоям населения и подтачивают социальный договор, в основе которого стоит обещание стабильности и относительного благополучия. Для малого бизнеса это выглядит как сигнал: государство готово жертвовать их интересами ради бюджета.

При этом уже пошли разговоры насчет того, что самозанятые и всякие ИП платят слишком мало налогов и надо бы их упорядочить. Либо мы стоим на пороге некоей кардинальной (и благостной!) перестройки экономики, либо отдельные несознательные личности могут заподозрить признаки кризиса.

Автор: Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей