Что касается нынешней военно-дроновой истерии в Европе, то представляется, что адресат у нее все тот же: Трамп.
Ни в коем случае нельзя, чтобы Америка отвернулась от Европы: это означает ее, Европы, конец в нынешнем виде. Отсюда и крики с переходом на ультразвук: не бросай, не смей, ты же видишь, меня тут без тебя убьют!
Насколько далеко это может зайти? Ну, как мы писали еще полтора года назад, с таким подходом шансов получить переиздание Карибского кризиса у Европы становится все больше.
Как это может происходить? Очередная провокация, например, таки собьют наш самолет. Нам придется отвечать.
В адрес Трампа понесутся крики о пятой статье — и вот развилка: Трамп может либо отморозиться, либо таки вписаться. Конечно же, из Европы его будут брать на слабо.
Похоже, в Вашингтоне эту детскую разводку хорошо понимают. Недавним финтом в ООН Трамп ясно дал понять: его дело сторона, и есть хороший шанс, что военная тревога в Европе пройдет без участия США.
Ну, вернее как. Если перед ответным ударом Кремль по своим каналам предупредит Белый дом об его, удара, ограниченном масштабе (например, по местам базирования конкретных средств, участвовавших в инциденте) и предложит не вмешиваться, то возможно, Трамп и не станет вмешиваться.
Таким образом, сценарий возможного кризиса может выглядеть так: сбитый российский самолет (или неважно, атакованный военный корабль, попытка блокады на Балтике и морской бой с жертвами) несколько дней напряженного ожидания ответная атака России по условному Жешуву, Гдыне или Вильгельмсхафену с одновременным объявлением об исчерпании инцидента.
Это понятно, схема на Ближнем востоке уже отработана, но что дальше?
Если Трамп действительно отморозится и проглотит российскую атаку по объектам на территории НАТО, это запустит в Европе принципиально новые военно-политические процессы: провокации в попытках удержать Америку за рукав уступят место чему-то другому.
Чему именно — тема для отдельного разговора.
Вероятность такого кризиса? Пока что, на данный момент расцениваю как меньше половины. Своим самоустранением Трамп охлаждает траханье в Европе, поэтому от истерик они пока и не переходят к делу.
Что там будет дальше — будем наблюдать.