Нужен или нет: судьба договора СНВ-3, ключевого регулятора ядерного сдерживания
5 октября президент США Дональд Трамп позитивно оценил идею президента России Владимира Путина по продлению договора СНВ-3. Отвечая на вопросы журналистов на традиционном брифинге на лужайке у Белого дома, он заявил, что это «хорошая идея».
В феврале 2026 года истекает договор между Россией и США о стратегических наступательных вооружениях. Документ имеет долгую историю, на протяжении которой он неоднократно подвергался критике, однако в целом до сих пор способен выполнять роль одного из важнейших международно-правовых инструментов в системе нераспространения оружия массового уничтожения. Что неоднократно подчёркивалось российской стороной. Россия готова после окончания срока документа придерживаться центральных количественных ограничений по ДСНВ в течение одного года. Однако, как подчеркнул президент России, данная мера станет жизнеспособной только при условии, что США будут действовать аналогично и не предпримут шагов, подрывающих или нарушающих существующее соотношение потенциалов сдерживания.
Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали договор СНВ-3 в апреле 2010 года, он вступил в силу в феврале 2011 года и был приостановлен специальным законом в феврале 2023 года. Это ключевой двусторонний документ, регулирующий ядерный баланс между самыми крупными мировыми ядерными державами. Ядерный арсенал каждой из сторон, согласно договору, должен составлять не более 1,55 тыс. развёрнутых боеголовок, 700 неразвёрнутых носителей (межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на АПЛ и тяжёлых бомбардировщиков) и 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок, позволяя держать в резерве до 100 неразвернутых носителей.
Договор СНВ-3 является продолжением договора СНВ-1, который Советский Союз и США подписали ещё в июле 1991 года (вступил в силу в декабре 1994-го, истёк в декабре 2009-го). Договор СНВ-2, который должен был прийти на смену СНВ-1, в силу так и не вступил из-за недовольства этим документом как внутри России, так и в США.
В 1990-х годах российские критики договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-2) считали, что он не отвечает национальным интересам России, лишая её ядерного паритета с США. Они утверждали, что его реализация ведёт к нарушению стратегической стабильности в мире. Противники СНВ-2 были уверены, что он не учитывает ракетно-ядерный потенциал американских союзников по НАТО, расширение Североатлантического альянса на Восток и развитие глобальной противоракетной обороны в интересах США. Однако окончательную точку в этом вопросе поставили американцы, когда в 2002 году вышли из соглашения по ПРО от 1972 года, имеющего прямое отношение к СНВ-2 и его несостоявшейся ратификации.
Основное отличие СНВ-2 и СНВ-3 заключается в том, что последний установил конкретные лимиты на стратегические вооружения для обеих сторон, в то время как его неудачливый предшественник, по оценке ряда военных экспертов, предусматривал одностороннее разоружение России. По этой причине СНВ-3 значительно меньше критиковался оппонентами, чем СНВ-2.
В настоящее время Вашингтон не принял предложение со стороны Москвы о продлении договора СНВ-3. Если этого не произойдёт, то впервые с 1972 года две крупнейшие ядерные мировые державы не будут ограничены формальными соглашениями в области ядерного сдерживания, что с высокой долей вероятности повлечёт за собой неконтролируемую гонку вооружений.