Андрей Медведев: С Дмитрием Мельниковы, которого глубоко уважаю, не согласен по двум пунктам сразу

Андрей Медведев
Андрей Медведев - Российский журналист, сотрудник ВГТРК, депутат Московской городской думы, вице-спикер
Андрей Медведев: С Дмитрием Мельниковы, которого глубоко уважаю, не согласен по двум пунктам сразу

С Дмитрием Мельниковы, которого глубоко уважаю, не согласен по двум пунктам сразу.

Первое. У нас и сейчас есть отличная, большая литература для детей и подростков. Есть для детей Усачев и его "Котобой" и деревня Дедморозовка. Есть для тех, кто старше Виктория Ледерман и например "Календарь майя" или "Шуры-муры". Есть Тамара Михеева. Есть Ольга Громова, ее "Сахарного ребенка" и "Вальхен", по моему мнению, должны читать все подростки.

В конце-концов есть вечный, великий русский писатель Владислав Петрович Крапивин. Который ушел от нас куда-то в глубину Великого Кристалла, но читать подросткам можно всё. От "Мальчика со шпагой", до "Лужаек, где пляшут скворечники". Даже книги Крапивина о советских пионерах понятны нынешним детям без дополнительных объяснений. Потому что они как раз про добро и зло, честь, дружбу, мужской характер, про то что нельзя отступать от правды.

Советские дети когда-то так поверили в книгу, что писали Крапивину письма с вопросом, где живет шестиклассник Серёжа Каховский и как с ним познакомиться.

И вот из вышесказанного, вытекает второе. Но первое по значимости. Что читают дети, и читают ли вообще, зависит прежде всего от родителей. Если родителей устраивает, что дети читают комментарии к рилсам в Инстаграме, или, что они вместо чтения смотрят сериалы (в худшем случае запредельно тупых блогеров), то это не означает, что нет писателей у нас. Просто родители не приучили к чтению.

Да. Эти должны заниматься родители, а не школа. Именно на них лежит ответственность за то, любит ли ребенок книги. В конце-концов это родители решат, что есть детская литература. Мне было лет одиннадцать, когда отец дал мне Луи Буссенара "Капитан Сорви-голова". Прочел вслух главу из середины книги про штурм английского бронепоезда, а дальеш я сам вцепился в недетскую вроде бы книгу.

Так я узнал про англо-бурскую войну, стал читать про колониальные войны Британии, а Буссенара по сей день люблю перечитывать. У моих знакомых дети читают с раннего возраста. Сели смотреть "Голодные игры". Старший ребенок спросил есть ли книга, и узнав, что да, отказался смотреть следующие части. Купил, прочел, сказал, что фильм отстой, из всех персонажей только Вуди Харельсон и главная героиня похожи на книжный героев, и вообще книга лучше. Почему так? Потому что приучали читать. Приучали получать удовольствие от чтения, от того, что в своей голове ты сам создаешь миры и образы, а не получаешь готовый продукт из телевизора.

Так что тут вопрос не к детям. Не к взрослым, которые пишут книги. А к родителям. И не стоит говорить, что школа где-то не дорабатывает. Школа дает достаточно, чтобы сформировать общие представления о литературе. Школьная программа никогда не будет суперинтересной подростку. Я в детстве, конечно предпочитал Бредбери и Ефремова, скажем, Толстому.

Но в чем прав безусловно Дмитрий, так это в том, что литература формирует человека. "Значит нужные книги ты в детстве читал". Не вспомним это - ничего не добьемся.

https://t.me/dmelnikoff7691/1345

Автор: Андрей Медведев

Топ

Лента новостей