С 14 октября 2025 года США и Китай официально обменялись дополнительными портовыми сборами на суда друг друга.
В США зашедшие в порт китайские суда (владельцы, эксплуатация, построенные в Китае) будут облагаться пошлиной в $50 за нетто-тонну за заход, с ежегодным повышением до 2028 года.
В ответ китайские власти начали взимать «специальные портовые сборы» с судов, принадлежащих или эксплуатируемых американскими юрлицами, а также с судов с американским флагом или частичной американской собственностью. Начнут с $58 за нетто-тонну за заход и к 2028 году доведут сумму до $157.
Очевидно, что эта мера ударит сильнее по Китаю, так как он имеет большой торговый флот. По различным оценкам, из-за этих пошлин топ-10 глобальных судоходных операторов могут понести дополнительные расходы около $3,2 млрд в год.
Для мировой экономики это означает повышение стоимости перевозок, перестройку маршрутов, и вероятный сбой в поставках. Около 80% всех международных поставок товаров осуществляется по морю.
Сейчас можно зафиксировать, что прежний мир глобальной торговли распадается. Геоэкономика будет играть все большую роль для стран в мире, так как мировая торговля будет делиться на кластеры прямо на глазах.