Владимир Путин утвердил своим указом Концепцию государственной миграционной политики на 2026-2030 годы. Она заменяет концепцию, утвержденную в 2018 и действующую до конца 2025 года. Разумеется, между двумя документами есть немалая преемственность. Даже немало фраз там тождественно. Но тем примечательнее различия.
Так, в обоих концепциях отмечалось, что «основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство». Но далее в предыдущей концепции говорилось:
«Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем».
А вот в нынешней концепции в аналогичной фразе остались только «экономические проблемы». Средством для решения демографических» проблем миграция уже не признается. Таким образом, Кремль признал угрозу замещения мигрантами коренного населения, которое имеет место в ряде стран Европы, и о которой все больше говорилось у нас. Документ ясно показывают, что обеспокоенность иноязычной, инокультурной миграцией (в основном из стран Средней Азии), которую высказывали многие лидеры общественного мнения, разделяется президентом.
Обращу внимание на такой радикальный пункт как
«введение механизма установления исполнительными высшими органами субъектов Российской Федерации запрета (ограничения) постановки на миграционный учет и проживания иностранных граждан на территориях отдельных муниципальных образований».Таким образом речь идет о предоставлении регионам права запрещать миграцию на свою территорию. По-моему, президент пошел даже дальше большинства предложений по ужесточению миграционной политики.
Что же касается других предложений, которые постоянно звучат в последнее время, то, по-моему, все они учтены. Так, в число задач миграционной политики теперь входит:
«прохождение иностранными гражданами процедур сбора биометрических персональных данных, медицинского освидетельствования, подтверждения имеющегося образования и квалификации, стажа профессиональной деятельности, а также иных процедур, необходимых для верификации их личных качеств».
То есть ставится задача, чтобы к нам попадали люди, которые действительно умеют и хотят работать, и не принесут к нам преступность и болезни. При этом несравненно больше внимания, чем в предыдущей концепции, уделено ответственности работодателей. В частности, теперь предлагают стимулировать их «к использованию организованных форм привлечения иностранной рабочей силы», возлагать на них «обязанности по сопровождению процесса пребывания».
Таким образом, речь идет о стимулировании и модели «поработал и уехал». В частности, предполагается ограничивать пребывания в России неработающих и не проходящих обучения членов семей мигрантов. То есть не предлагается полный запрет приезжать с семьями, но долговременный переезд будет возможен лишь при интеграции всех членов семьи в российское общество посредством работы или образования.
Ожидаемым результатом такой политики должно стать снижение доли детей мигрантов, не посещающих учебные заведение. Среди других ожидаемых к 2030 результатов – снижение уровня преступности среди мигрантов, снижение среди них доли тех, кто занят в теневой сфере и увеличение доли тех, кто привлечен по оргнабору. А также увеличение числа переехавших на ПМЖ иностранцев, разделяющих российские традиционные духовно-нравственные ценности.
Наличием раздела «ожидаемые результаты» нынешняя концепция выгодно отличается от предыдущей.
Для реализации концепции надо принять много законов и нормативных актов. Вопросов, как это будет реализовываться, больше, чем ответов. Президент поставил задачи. Теперь надо выполнять.