Миграционная политика 2026-2030: курс на целевой оргнабор и ответственность работодателей

Миграционная политика 2026-2030: курс на целевой оргнабор и ответственность работодателей

Миграционная политика 2026-2030: курс на целевой оргнабор и ответственность работодателей

Президентом России утверждена новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2026–2030 годы.

Документ носит комплексный характер, однако его трудовой аспект заслуживает отдельного внимания.

Новая Концепция задает стратегические ориентиры, ключевым из которых для работодателей становится переход к целевым механизмам привлечения иностранной рабочей силы и значительное повышение их ответственности.

Основной акцент сделан на организованные формы найма. Центральная идея – переход к целевому организованному набору иностранных работников, прежде всего из безвизовых стран, для работы у конкретного работодателя на основании трудового договора и разрешения на работу.

Это позволит точечно закрывать кадровый дефицит и минимизировать нерегулируемый сегмент рынка труда.

Важнейший аспект – повышение ответственности работодателей.

Концепция прямо предусматривает необходимость принятия дополнительных мер, направленных на это. В планах – возложение на работодателей обязанностей по сопровождению процесса пребывания иностранных работников в РФ, а также усиление контроля за соблюдением ими трудового и миграционного законодательства.

Стимулирование к использованию организованных форм найма будет сопровождаться жесткими мерами к нарушителям.

Принципиальная позиция документа – приоритет естественного воспроизводства трудовых ресурсов и обеспечения ими экономики страны.

Это полностью соответствует современным вызовам, стоящим перед российским рынком труда: структурным дисбалансам, дефициту кадров в отдельных отраслях и регионах, необходимости повышения производительности.

Миграционная политика определена как вспомогательный инструмент для покрытия дефицита кадров в приоритетных отраслях на период демографического спада.

Дополнительно отмечается усиление цифровизации всех процессов – от биометрического учета до заключения трудовых договоров в электронной форме, а также обеспечение качественной профессиональной подготовки должностных лиц госорганов, реализующих миграционную политику.

Особого внимания, по моему мнению, заслуживает пункт 20 Концепции, в котором прямо закреплена задача «защиты национального рынка труда». Данная формулировка несет значительную смысловую нагрузку.

Речь идет о необходимости:

- четкого определения приоритетных для трудоустройства иностранцев отраслей и профессий на основе объективного мониторинга потребностей;

- создания эффективных инструментов защиты прав как трудовых мигрантов, так и российских работников для предотвращения демпинга заработной платы и ухудшения условий труда;

- стимулирования легализации трудовых отношений.

Таким образом, «защита» в данном контексте – это синоним «сбалансированного и управляемого развития», а не изоляции.

Успех реализации Концепции будет зависеть от слаженности действий Минтруда РФ, МВД России и бизнеса в достижении этой тонкой балансировки.

Очевидно, что в ближайшие годы работодателям предстоит работать в условиях повышенной административной и юридической ответственности при привлечении иностранных кадров.

Смогла ли новая Концепция найти баланс между интересами экономики и защитой отечественного кадрового потенциала?

Жду ваше мнение в комментариях.

Национальный рынок труда| Экспертиза и решения

Источник: Telegram-канал "Национальный рынок труда", репост ZERGULIO

Топ

Лента новостей