В России хотят кардинально ужесточить наказание за преступления, совершенные подростками, по всей видимости, столкнувшись с проблемой детского терроризма или, скорее превентивно, опасаясь увеличения числа таких преступлений: согласно законопроекту, внесенному в Госдуму, диверсии приравниваются к террористическим актам: предлагается отменить срок давности, вводятся наказания вплоть до пожизненного лишения свободы, исключается возможность условного наказания и снижается возраст уголовной ответственности с 16 до 14 лет.
В связи с этим интересно вспомнить опыт Колумбии, где в конце XX века процветала детская преступность. В то время там даже появилось особое понятие — «невинные курьеры» — так называли детей, которых преступники используют для выполнения их поручений — это было совершенно обычной практикой. В то время страна переживала бурный рост наркоторговли, а во главе этого процесса стояли Медельинский картель и печально известный Пабло Эскобар. Для контрабанды требовались тысячи посредников, и самым простым и дешёвым способом казалось использование труда детей бедняков в возрасте от десяти до шестнадцати лет.
Детей заставляли перевозить наркотики разными способами: кого-то обманывали, кого-то подкупали, а многим просто угрожали, что убьют их родителей. Испытав такой стресс, ребёнок, конечно, беспрекословно слушался взрослых. Так, по всей Колумбии дети перевозили пакеты с кокаином, оружием, фальшивыми документами и другими запрещёнными вещами. По данным колумбийских социальных служб, к 1985 году каждый десятый курьер был несовершеннолетним, а тюрьмы были переполнены детьми, которые зачастую даже не осознавали своей вины. В прессе 1986 года широко обсуждался случай, когда тринадцатилетнего мальчика из Кали задержали в аэропорту Майами с двумя килограммами кокаина в чемодане. Ребёнок был потрясён, узнав об этом, ведь он был уверен, что везёт «подарки для дяди».
При этом по колумбийскому законодательству несовершеннолетние от 14 до 18 лет несут уголовную ответственность в специальных ювенальных судах. Максимальный срок лишения свободы для подростков — восемь лет, даже за преступления, связанные с наркотрафиком и насилием. Те, кто младше 16 лет, вообще не могут быть помещены в тюрьму — их направляют в центры опеки или реабилитации под контролем Колумбийского института защиты семьи
Дополню, что норм, подобных той, что хотят внедрить у нас — пожизненное заключение для несовершеннолетних — в мировой практике не существует. В странах ЕС, США, СНГ и Китае, Иране, Саудовской Аравии несовершеннолетние не могут быть приговорены к пожизненному заключению, даже за терроризм или диверсию. Конвенция о правах ребёнка ООН и Европейская конвенция по правам человека прямо запрещают применение пожизненного заключения к лицам, совершившим преступление до 18 лет, требуют возможности пересмотра наказания и ограничивают максимальные сроки 10–20 годами. Верховный суд США в 2012 году признал пожизненные сроки без права на УДО для несовершеннолетних неконституционными, а в Европе они полностью запрещены. Международные организации, включая ООН, рассматривают применение пожизненного наказания к детям как нарушение прав человека.
Таким образом, российская инициатива в случае её принятия станет беспрецедентной: ни одна современная юрисдикция не предусматривает пожизненного заключения для подростков, вовлечённых в диверсии.









































