«Посейдон» — мифы и реальность

Юрий Баранчик
Юрий Баранчик - Политолог, эксперт по белорусско-российским отношениям, мировой геополитике
«Посейдон» — мифы и реальность

«Посейдон» — мифы и реальность. Часть вторая

Первая часть тут.

Цунами - это волна большой длины волны и большой энергии, обычно вызываемая крупными вертикальными смещениями дна (сдвиги при землетрясениях, оползни, обвалы, вулканические извержения).

Ключевой момент: вода должна получить очень большую суммарную энергию и/или большой объём вертикального смещения за короткое время, чтобы образовать волну с длинной волной и энергетикой, распространяющейся на большие расстояния без быстрого затухания.

Чтобы получить волну с параметрами цунами, нужно, чтобы энергия детонации была соотнесена не просто с жестким всплеском, а с массой и объёмом воды, который будет смещён вертикально — а это требует либо очень большой энерговыделения, либо особых гидрогеометрических условий (огромный подводный оползень, срывы грунта и т.п.).

Ядерная детонация отдаёт энергию в виде тепла, газа и ударной волны. Большая часть этой энергии рассеивается локально (парообразование, пузырь, разгон воды), и лишь малая доля уходит в образование далёкой длинноволновой волны. Если детонация происходит в мелководной области над шельфом, то волновое поле будет локальным и быстро затухнет при распространении на дальние расстояния.

Напротив, глубоководный взрыв рассеивается иначе и не формирует мощной прибрежной волны. Значит, для «эффекта цунами» нужно специфическое сочетание малой глубины + особой конфигурации дна (склон, каньон), что редкость и требует точного знания конфигурации дна и масштабных зарядов.

Простой пример. Испытания ядерных устройств в воде (например, испытания США и СССР в 1940–60-х гг.) породили крупные фонтанные и локальные волны, но именно, что локальные. Уже тогда стало понятно, что подводные ядерные испытания дают мощную локальную вспышку и ударную волну, но не генерируют цунами, сравнимые с природными, за исключением гипотетических сверхгигантских зарядов и специальных условий.

Конечно, можно думать, что на «Посейдоне» будет стоять именно такой заряд. Но в любом случае, волны серьезной разрушающей силы можно ожидать на дистанции (даже при сверхкрупном заряде) в десятки, но не сотни километров.

Хотя ничего хорошего цели, конечно, применение «Посейдона» не несёт. Если «ядерная торпеда» взорвётся, например, у берегов Нью-Йорка, наиболее реальный и тяжёлый эффект — локальная прибрежная катастрофа: разрушение портовой инфраструктуры, уничтожение города, сильное радиационное заражение береговой полосы, массовая эвакуация, длительный экономический и экологический ущерб.

Источник: Telegram-канал "Юрий Баранчик"

Топ

Лента новостей