Российские власти не намерены закрывать внутренний рынок для иностранных автопроизводителей, но при этом ключевая задача государства — обеспечить в стране выпуск современных легковых автомобилей, устойчивый к любым внешним воздействиям, заявил первый вице-премьер Денис Мантуров. Он подчеркнул, что Россия выстраивает долгосрочную систему защиты и развития автомобильной промышленности, в которой иностранные партнёры могут участвовать только при соблюдении интересов отечественного производства и сохранении технологического суверенитета.
Мантуров напомнил, что в 2022 году после введения санкций против России автопром оказался одной из наиболее пострадавших отраслей: работа свыше десяти предприятий, принадлежавших иностранным компаниям, была фактически остановлена. Безответственный уход западных собственников создал угрозу для десятков тысяч рабочих мест. По словам вице-премьера, первоочередной задачей властей стало сохранение трудовых коллективов и компетенций, а также перезапуск производственных площадок под выпуск новой продукции.
За последние три года на поддержку отрасли государство направило свыше 260 миллиардов рублей. Эти средства пошли на субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), гранты на реинжиниринг, льготные кредиты и программы спроса. В рамках программы Фонда развития промышленности «Автокомпоненты» профинансирован 91 проект на сумму около 111 миллиардов рублей, а также более 50 проектов НИОКР и около 40 программ по реинжинирингу. Благодаря этим мерам почти половина из 740 критических позиций, необходимых для стабильной работы автопрома, уже закрыта собственным производством.
Мантуров отметил, что отечественные предприятия теперь самостоятельно выпускают сотни видов комплектующих — от кузовных деталей и элементов интерьера до антиблокировочных систем, систем курсовой устойчивости и новых модификаций дизельных двигателей. Это позволило возродить отрасль автокомпонентов и сделать поставки более стабильными.
Большая часть средств на поддержку промышленности (около 75%) поступила из доходов от утилизационного сбора. Вице-премьер подчеркнул, что новый механизм расчёта утильсбора не направлен на ограничение рынка, а лишь делает выгоднее выпуск автомобилей в России, что соответствует мировой практике. При этом льготный коэффициент по сбору сохраняется для автомобилей мощностью до 160 лошадиных сил, которые составляют более 80% автопарка страны.
По состоянию на конец октября 2025 года возобновлена работа 11 из 13 площадок, ранее принадлежавших иностранным концернам. Остальные две планируется запустить в 2026 году. В Калуге на бывшем заводе Volkswagen запущено производство автомобилей российского бренда Tenet, компания Sollers адаптировала мощности под собственную продукцию, а бывший завод General Motors в Санкт-Петербурге полностью переоборудован и готовится к выпуску машин по полному циклу.
Вице-премьер подчеркнул, что возврат к «отвёрточной» сборке невозможен. Все новые соглашения с иностранными партнёрами заключаются в формате специнвестконтрактов, предусматривающих обязательства по углублению локализации. С 2022 года объём инвестиций в возрождение площадок уже превысил 114 миллиардов рублей, а к 2033 году сумма вырастет втрое.
Комментируя опасения относительно возможного роста цен, Мантуров заявил, что индексация утильсбора не является решающим фактором: куда сильнее на стоимость машин влияют валютные курсы, логистика и денежно-кредитная политика. После двух этапов индексации утильсбора в 2024–2025 годах значительного роста цен не произошло, а у крупнейших дилеров, таких как «Рольф» и «Авилон», средние цены даже снизились на 4–4,7%.
Он также подчеркнул, что нововведения могут повлиять лишь на стоимость «санкционных» автомобилей — тех брендов, которые самовольно покинули российский рынок, переложив ответственность за обслуживание техники на российских партнёров.







































