Юрий Баранчик: Взлетела новая версия китайского самолёта 6-го поколения

Юрий Баранчик
Юрий Баранчик - Политолог, эксперт по белорусско-российским отношениям, мировой геополитике
Юрий Баранчик: Взлетела новая версия китайского самолёта 6-го поколения

Взлетела новая версия китайского самолёта 6-го поколения

Данными видео и фото полны профильные паблики, и данных достаточно много, чтобы заметить ряд изменений в конструкции, по сравнению с прошлыми появлениями Chengdu J-36.

У первого J-36 сопла располагались за задней кромкой крыла в верхней части самолёта, что было в общих чертах похоже на то, что было у Northrop YF-23. Это известный признак малозаметной (стелс) конструкции, и он был уместен для большого трёхмоторного реактивного самолёта, в котором упор делался на малозаметность, скорость и эффективность, а не на манёвренность. Теперь мы видим то, что выглядит как три угловых сопла, которые очень похожи на сопла с вектором тяги на Lockheed F-22 Raptor - конструктивная черта и возможности, которые также присутствуют на новом китайском тяжелом бесхвостом истребителе—невидимке J-XDS.

.

Изменения в сопле имеют серьёзные последствия. Во-первых, если это действительно двумерное (2D) управление вектором тяги, то зачем оно нужно такому тяжёлому многоцелевому тактическому самолёту, который больше похож на тактический бомбардировщик, чем на истребитель. Возможно, требуется более высокая степень маневренности, как у истребителя, что указывает на приоритетность этой задачи. Это также может быть связано с решением определённых проблем со стабильностью и манёвренностью на определённых этапах полёта. Бесхвостые конструкции по своей природе крайне нестабильны. Управление вектором тяги может помочь в этом и максимально повысить эффективность на всех этапах полёта, в том числе на очень больших высотах. Новая, более зубчатая конструкция, вероятно, влияет на малозаметность самолёта, по крайней мере с задней стороны.

Нижние воздухозаборники оригинального самолёта J-36 были значительно переработаны и теперь сделаны под «стелс»-углами. И это в целом говорит о возможных изначальных проблемах конструкции, обычно для "невидимок" их убирают наверх. Тандемное двухколёсное основное шасси базовой версии J-36, которое наглядно демонстрировало, насколько тяжёлым был самолёт, было полностью перепроектировано, и вместо него появилось двухколёсное шасси с параллельным расположением колёс.

То есть, называть J-36 «истребителем» можно разве что в качестве фигуры речи. Пока что это выглядит как оперативно-тактический бомбардировщик, не особенно маневренный, но максимально незаметный и имеющий солидную боевую нагрузку. И, судя по сохраняющимся вопросам, это может быть не последнее изменение в конструкции.

Как отмечают западные СМИ, «прогресс, которого добивается Китай в разработке современных боевых самолётов, просто поражает». Потому что за футуристическим планером стоят передовые сенсорные и коммуникационные технологии, материаловедение, интеграция ресурсов и подготовка операторов.

Интересно, как у нас дела с ПАК ДА? Вроде бы был такой…

Юрий Баранчик: Взлетела новая версия китайского самолёта 6-го поколения

Юрий Баранчик: Взлетела новая версия китайского самолёта 6-го поколения

Юрий Баранчик: Взлетела новая версия китайского самолёта 6-го поколения

Юрий Баранчик: Взлетела новая версия китайского самолёта 6-го поколения

Автор: Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей