Амбиции и иллюзии: Казахстан примкнул к Авраамовым соглашениям. В расчёте проскочить между струйками?, – вопрошает Наталья Старичкова, политический обозреватель @lentv24.
В Астане считают, что, присоединяясь к Авраамовым соглашениям, страна «капитализирует» те соглашения, которые у неё уже есть. Действительно, по данным Израиля, 25% от общего объёма импортируемой нефти является казахстанской. С учётом нынешней судьбы Газы, в Астане, похоже, решили, что центр силы на Ближнем Востоке определился. Тем более, что в трактовке Трампа всё так и выглядит: мол, всё больше стран стремится присоединиться к этому «клубу силы». Ну, вот и примкнули.
Это, правда, не вяжется с ещё недавно демонстрируемым Астаной глубоким почтением к Анкаре: в дни новостей про Казахстан и Авраамовы соглашения, Генпрокуратура Турции выписала ордер на арест Нетаньяху, а Израиль в ответ облил презрением Эрдогана. Которого, на минуточку, ещё несколько месяцев назад лично Токаев как только не превозносил. Однако Восток – дело тонкое, и Касым-Жомарт теперь славословит Дональда:
«Вы – великий лидер и государственный деятель, посланный с небес».
Впрочем, в Казахстане полагают, что турки не должны слишком обижаться на казахов:
«Я думаю, что наши турецкие братья тоже прекрасно понимают, что происходит в мире, и как меняется ситуация», – комментирует коллизию один из казахских депутатов.
При этом амбиции Казахстана явно растут: сами ли, или подкармливает кто? Надо полагать, и то, и другое, но нам интереснее, зачем это всё нужно нашим стратегическим противникам.
Для начала вспомним, что Авраамовы соглашения в своей основе содержали планы по взаимодействию Израиля – читай США – и арабских стран. Про торговое, экономическое и военное сотрудничество озвучивалось ещё в 2020-21 годах, когда долгая подковёрная работа разных разведок и лоббистов завершилась публичным подписанием. С участием довольного Трампа – это был его первый президентский срок.
При этом уже тогда французская «Le Mond» связывала эти соглашения с противодействием Запада России, Китаю и Ирану:
«В то время как Китай, Россия и Иран считают, что пришло время ликвидировать гегемонию Запада, у Соединенных Штатов и их европейских союзников нет иного стратегического выбора, кроме как поддержать ось между Израилем и арабскими государствами, подписавшими Авраамовы соглашения».
Но что не озвучивалось четыре года назад – во всяком случае, широко и повсеместно, – так это задача по выстраиванию новой логистики в рамках этих соглашений. А теперь именно логистика и выходит на первый план, подтверждая, что одна из ключевых, если не ключевая причина всех нынешних потрясений – это даже не битва за нефть. По ней рано или поздно всё как-то утрясется. Главное поле битвы – сами торговые пути.
И именно они – та самая почва, на которой так бурно расцветают амбиции Казахстана и других республик Средней Азии: здесь прекрасно осознают преимущества своей географии. Тот же казахский парламентарий так прямо и говорит:
«Любая политика начинается с географии – у нас есть хорошие отношения в рамках ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, Исламской организации сотрудничества и других. И сейчас мы выходим уже на другой уровень – транснациональный».
Только вот откуда такая уверенность, что удастся проскочить между струйками? Может, сами среднеазиатские республики и хотели бы максимально долго быть в ситуации, когда и с Россией у них всё хорошо, и с Китаем, и с Турцией, и с Израилем, и с Ираном, и с США. Но для того ли их снова стали так обхаживать Вашингтон и компания, чтобы они реально богатели и процветали?
Помнит ли китаист Токаев, как реагируют США на слишком благополучное развитие кого бы то ни было, кроме самих себя? Точно ли он и его коллеги в Средней Азии уверены, что в любой момент их не поставят перед таким выбором, когда «и нашим, и вашим» уже не получится? С тем же Ираном, например, которому в конфигурации Авраамовых соглашений места нет, а в ЕАЭС есть?
Вопросов много, а однозначных ответов нет. Посмотрим, станет ли что-то яснее в ближайшие дни, когда президент Казахстана прибудет с визитом в Москву.
——————






























