Financial Times пишет, что Китай тайно закупает золото — реальные объемы закупок могут превышать официальные более чем в 10 раз, доходя до 250 тонн за год. Это более трети всех покупок мировых центробанков. Пекин использует золото для снижения зависимости от доллара.
Есть версия, что данные о закупках скрывают из опасений реакции США и чтобы не спровоцировать рост цены (после новостей о договоренностях между КНР И США по торговле цена на тройскую унцию упала с рекордных $4381 до $4200). Эксперты оценивают реальные запасы Китая в 5000 тонн — публично раскрывается меньше половины.
В мире наблюдается похожий тренд: центробанки разных стран активно закупают золото для диверсификации резервов и защиты от геополитических рисков и инфляции. В сентябре 2025 года мировой итог покупок составил около 39 тонн за месяц, а всего с начала года — 200 тонн. Крупные резервы держат США (8133,6 т), Германия (3350 т), Италия (2451 т), Франция (2437 т) — у них золото составляет 70–75% всех резервов, они регулярно репатриируют его на родину для большей защиты от внешних угроз.
Россия, несмотря на глобальный тренд, долгое время отказывалась увеличивать долю золота в резервах. В 2022 году зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин объяснил, что это вызовет рост денежной массы и дополнительные макроэкономические риски, а закупки золота в 2022-м были разовой мерой для стабилизации рынка.
В сентябре 2025 года Банк России впервые за полтора года купил золото, увеличив запас на три тонны до 2329,65 тонн, я об этом писал.
Эксперт РИСИ (директор Михаил Фрадков, бывший глава правительства и СВР) полагает, что действия ЦБ в отношении структуры ЗВР по академическим оценкам составили около 1 трлн дол упущенной выгоды и 400 млрд дол прямого ущерба.
Жаль, что Россия упустила возможность: если бы ЦБ держал количество запасов золота на уровне хотя бы крупных игроков, сейчас был бы другой разговор — можно было бы не оглядываться на замороженные активы. Потеряли больше триллиона долларов только из-за недальновидных решений.









































