Юрий Баранчик: О войне между маркетплейсами и банками

Юрий Баранчик
Юрий Баранчик - Политолог, эксперт по белорусско-российским отношениям, мировой геополитике
Юрий Баранчик: О войне между маркетплейсами и банками

О войне между маркетплейсами и банками

Давайте оставим высокие материи о бюджете и его наполнении - это все-таки забота государства и механизмов тут уйма - все все видят - и повышение утильсбора, и повышение акцизов на спиртное и т.д. и т.п.. Давайте судить с позиции рядового гражданина страны, который в массе своей беден и основная задача которого день прожить да ночь продержаться. Который ходит в Дикси и Пятерочку на скидки и покупает самогонный аппарат, чтобы даже на водку не тратиться - сахар пока обходится дешевле в пересчете на литр типовой продукции.

Так вот, суть в том, что победа банков в этой войне будет иметь не только частное экономическое значение, но и глобальное социально- психологическое. В первую очередь она ударит по рядовому обывателю.

Маркетплейсы предсказуемо и обоснованно отреагируют на запрет использования системы бонусов и скидок повышением цен, компенсирующих финансовые потери, понесённые в этой связи, что ляжет бременем на кошелёк значительного числа граждан страны.

Беспристрастная оценка действий банков позволяет с высокой степенью вероятности предполагать, что сейчас они пытаются оказать конкурентное давление на маркетплейсы, применяя нерыночные меры недобросовестной конкуренции. В том числе с использованием административного ресурса и перехода в область политики. Ну, чисто как Трамп у нас отжимает Лукойл на внешних рынках.

В результате победы, банки станут монополистами, что запрещено законами, которые, судя по всему, писаны не для них. Совсем недавно банки, которые сейчас добиваются «ценовой оптимизации» за счёт маркетплейсов, пролоббировали отклонение законопроекта об обложении налогом сверхприбыли банковского сектора.

По всей видимости, банкам мало того, что они получают прибыль с каждой покупки в офлайн магазине при оплате банковской картой через терминал продавца. Мало также того, что они получают прибыль при оплате товаров на маркетплейсах банковской картой в результате взимания комиссии за эквайринг в размере от 1,5% до 2,5% стоимости товара. Мало того, что они подмяли под себя секторы жилищного строительства, здравоохранения, образования и т.п., опутав страну своими кредитами, выдаваемыми под грабительские проценты.

При этом сами банки в своих «экосистемах» делают именно то, за что с пеной у рта критикуют маркетплейсы - тут тебе и чашечка кофе, и продажа смартфонов и т.д. и т.п. Тот же «Сбер» не просто банк, но ещё и «экосистема», включающая в себя, в том числе, функции, ранее однозначно входившие в зону ответственности кафе, магазинов, тех же маркетплейсов, что способствует внеконкурентному выдавливанию последних с рынка.

Перефразируя классика, банки не хотят уже «быль царицею земною, но желают стать владычицей морскою». А что там будет с простым жителем маленького посёлка, который до сих пор выживал благодаря вот этой системе скидок и бонусов в Петерочках, Дикси, да на маркетплейсах, им наплевать. Свой кошелёк, как известно, к телу ближе. И дороже.

Автор: Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей