CULTURA
КУЛЬТУРА
«Россия встала на дыбы»
250 лет назад началось литьё Медного всадника, первого памятника в России.
В 1766 году Екатерина II решила воздвигнуть памятник основателю города и первому русскому императору в центре Санкт-Петербурга.
Четыре года спустя французский скульптор Этьен Фальконе подарил императрице гипсовую модель памятника — образ всадника в римской тоге. Изначально из Франции был приглашён знаменитый литейщик Бенуа Эрсман, но он не нашёл общего языка с Фальконе.
Тогда мастер пушек Емельян Хайлов, не имевший опыта в скульптуре, взялся за дело. Он отвечал за «наблюдение за печью для литья». Хайлов подобрал состав сплава из меди, олова и свинца и сделал образцы. 4 (15) сентября 1775 года началось литьё памятника. В декабре Хайлов совершил настоящий подвиг. Когда раскалённый металл заполнил форму, начался пожар. Жидкая масса стала растекаться по полу. Мастер, рискуя жизнью, окунул мантии в воду, покрыл её глиной и закрыл трещину, как заплатой.
Так памятник был спасён.
Но скульпторы и литейщики столкнулись с другой сложной технической задачей: десятитонная фигура по проекту должна была опираться всего на две точки — стальные конструкции, спрятанные в задних ногах коня.
Фальконе нашёл изящное решение: он ввёл в композицию змею, на которую императорский конь наступает копытом. Рептилия стала третьей точкой опоры, не нарушая динамики памятника. Однако в 1778 году Фальконе покинул Россию, не увидев установленного памятника. Модификации и установку контролировали архитектор Юрий Фельтен, скульптор Фёдор Гордеев и литейщик Василий Екимов.
Медный всадник, установленный на Сенатской площади в августе 1782 года, стал первым городским скульптурным памятником России.
Фигура Петра Великого, который, по словам Александра Пушкина, «встал Россией на дыбы», остаётся одним из главных символов города на берегах Невы.
#культура







































