Конкуренция транспортных коридоров на Ближнем Востоке вступает в новый этап?
Израиль торопит запуск транспортного проекта IMEC
Средства массовой информации ряда государств Ближнего Востока пишут о предстоящем запуске участниками Совета Сотрудничества арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ) к концу 2030 года скоростной железной дороги. Это достаточно давний проект, обсуждавшийся ещё полтора десятка лет тому назад и предусматривавший соединения всех участников альянса единой сетью железных дорог. В реализации проекта инвестиционной стоимостью без малого 240 млн участвуют и зарубежные партнеры.
И вот пришло подтверждение того, что в рамках ССАГПЗ планируется запустить скоростную железнодорожную магистраль к концу 2030 года. Проект свяжет Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман единой сетью.
Предлагаемый маршрут (GCC Railway Project) начинается в Кувейте и проходит через Даммам в Саудовской Аравии, откуда можно напрямую добраться до Катара через порт Сальва и до Бахрейна. Из Даммама будут построены два морских моста, соединяющих Саудовскую Аравию с Катаром и Бахрейном. Также из Саудовской Аравии можно переехать до Абу-Даби и Аль-Айна в ОАЭ (откуда поезд Etihad Rail ведёт в порт Дубая), а затем железная дорога пройдёт в столицу Омана Маскат через Сохар. Общая протяженность магистрали составит 2117 километров. Пассажирские поезда будут развивать скорость свыше 200 км/ч, а грузовые – от 80 до 120 км/ч. Бахрейн соединится с саудовским королевством посредством 25-километровой дамбы, по которой пройдут 2 железнодорожных пути. Финансирование строительства осуществляется совместно всеми странами-участниками.
Запуск GCC Railway Project значительно упростит передвижение туристов и ускорит доставку товаров между государствами-членами ССАГПЗ. Проект способствует укреплению региональной интеграции и развитию экономик стран Персидского залива. Не исключено, кто к сети подключатся и другие страны, в частности Иордания.
Над новыми транспортными коридорами работают и другие страны. Так, первый российский поезд с бумагой и целлюлозой прибыл в сухой пор Априн по восточной ветке МТК «Север – Юг», открыв новый этап торговых связей. Путь занял 12 дней. Открытие этого маршрута является важным шагом в развитии торговых связей между Ираном и Россией, укрепляя региональную логистику и диверсификации торговых маршрутов.
В начале ноября 2025 г. в ходе встречи в Махачкале Иран и Россия договорились создать первый совместный морской консорциум. Участвовали представители портовых органов, логистических компаний и властей; согласованы структура и рамки, в течение следующего месяца готовится официальный текст. Задача – организация морских перевозок по Каспию, включая контейнерные, с интеграцией в международный транспортный коридор «Север – Юг».
Явно возобновляется и работа над инициированным в 2018 г. проектом IMEC из Индии через аравийские пустыни к средиземноморским портам Израиля. Несмотря на войну в Газе, успешно продвигается строительство железной дороги, связывающей Израиль и ОАЭ через территорию Саудовской Аравии и Иордании быстро и незаметно продвигается.
Реализация проекта IMEC позволит реализовать альтернативный китайскому «поясу и пути» торговый коридор.









































