«Маркетплейсы должны нести ответственность за сохранение экосистем» — Елена Шаройкина

«Маркетплейсы должны нести ответственность за сохранение экосистем» — Елена Шаройкина

«Маркетплейсы должны нести ответственность за сохранение экосистем» — Елена Шаройкина

По экспертным оценкам, интернет-торговля генерирует в 4,8 раза больше отходов, чем традиционная розница, подчеркнула член ОП РФ:

При этом системы по обращению с отходами в этом сегменте торговли в нашей стране до сих пор нет. То есть за этот колоссальный объем мусора полноценной ответственности никто не несет. Вместе с тем вполне реально выработать модель, при которой эти отходы могут быть эффективно вовлечены в цикличную экономику, что предполагает раздельный сбор и последующую переработку для вторичного использования. Наша задача сегодня — обсудить природоохранные риски, связанные с кратным увеличением объема образуемых отходов, включая пищевые, а также как мы можем системно изменить ситуацию к лучшему.

Статс-секретарь Национального комитета Десятилетия ООН по восстановлению экосистем Вадим Петровнапомнил, что реализация международных обязательств, в которых участвует Россия, напрямую требует сокращения отходов. Он заявил, что с точки зрения Десятилетия ООН и международных обязательств национальная политика в сфере регулирования отходов потребления и пищевых отходов должна решать четыре задачи:

Это измерение и прозрачность — обязать платформы раскрывать данные об отходах, расширенная ответственность маркетплейсов и продавцов за переработку вторичного сырья и экологическую безопасность непроданных товаров, поэтапное сокращение пищевых отходов, стимулирование замкнутого цикла — использование экологических платежей на проекты восстановления экосистем.

В мире утилизируется около трети производимого продовольствия. В России ежегодно на утилизацию попадает примерно 18 млн тонн пищевых продуктов, отметила президент благотворительного фонда «Банк еды “Русь”» Юлиа Назарова. Решению проблемы могла бы способствовать технология фудшеринга, однако препятствием для ее распространения является несовершенство налогового законодательства.

Эксперт по экономике замкнутого цикла проекта «Земля касается каждого» Варвара Яровая в своем выступлении привела ряд примеров успешного использования оборотной тары. Она упомянула проекты «Полкило» и «Наготове» в Москве и Санкт-Петербурге по доставке готовых веганских рационов в оборотной таре, а маркетплейс «Озон» использует многоразовые боксы между складом и ПВЗ, что позволило на 72% сократить отходы.

Предложения и инициативы, прозвучавшие на обсуждении:

— Обязательное раскрытие данных об отходах платформами.

— Возложение расширенной ответственности на маркетплейсы и продавцов за переработку вторичного сырья и экологическую безопасность непроданных товаров.

— Поэтапное сокращение пищевых отходов.

— Стимулирование замкнутого цикла: использование экологических платежей на проекты восстановления экосистем.

— Развитие фудшеринга с учетом юридических и налоговых особенностей.

Организация пунктов выдачи заказов по сбору упаковки и передаче ее на переработку.

— Внедрение оборотных систем для доставки готовой еды.

— Стандартизация упаковки для повышения возможности ее переработки.

— Внедрение определения и терминологии многоразовой упаковки в нормативно-правовые акты.

— Наделение маркетплейсов функциями расширенной ответственности производителя в законе об отходах.

— Создание условий для сетевых пунктов по сбору и сортировке.

— Поддержка и популяризация бизнес-проектов по переработке отходов.

Общественная палата России | Телеграм| МАХ |ВКонтакте

Источник: Telegram-канал "ОП РФ / Общественная палата РФ"

Топ

Лента новостей