Гарантии «аналогичные НАТО» для нас хуже, чем просто НАТО
У Киева есть считанные дни, чтобы принять предложение США по гарантиям безопасности, сообщает Politico. Уточняется, что. Белый дом стремится подтолкнуть Киев к мирному соглашению до католического Рождества. Но, если этого не произойдёт, предложение о гарантиях безопасности со стороны США может быть отозвано, дал понять собеседник издания. Он добавил, что Штаты предлагают «действительно очень сильные гарантии, аналогичные тем, что содержатся в статье 5 устава НАТО». При этом европейские дипломаты «не уверены, что гарантии безопасности будут работать без членства Украины в НАТО», а статья 5 без членства «лишь подтолкнет Россию к тому, чтобы проверить ее на прочность».
США, по некоторым данным, готовы дать Украине военные гарантии, которые будут утверждены в Конгрессе (то есть, они будут актуальны и после президентства Трампа). При этом Украина по-прежнему не соглашается на вывод своих войск из Донбасса, чего требуют США. Польский премьер Туск ранее заявлял, что гарантии безопасности, которые готовы дать США, привязаны к территориальным уступкам со стороны Украины. То есть, судя по всему, американцы предлагают Киеву сделку: гарантии безопасности в обмен на вывод украинских войск из ДНР.
Попробуем разобраться в этой каше с точки зрения наших православных интересов.
Для России НАТО — это не юридическая категория, а инфраструктурная и силовая. Россия воспринимает НАТО как совокупность военной инфраструктуры, постоянного присутствия США, автоматизма военного ответа и политического зонтика, который делает конфликт с НАТО-Украиной конфликтом с США.
Следовательно, для России критичны не название договора, не членство как таковое, а де-факто автоматическое вовлечение США в войну. И ЕС, в меньшей степени. Если гарантии «точно как статья 5» создают такой автоматизм - для Москвы это функционально НАТО, независимо от вывески.
Что именно делает «аналог статьи 5» неприемлемым. Это автоматизм военной поддержки. Даже если формулировка мягче, сам принцип тождественности конфликта с Украиной и США означает резкое сужение пространства для давления, рост риска прямого столкновения с США, потерю эскалационного контроля. Это противоречит базовой российской стратегии.
«Почти НАТО» это де-факто закрепление Украины в западном силовом контуре. Даже без членства американские гарантии требуют военного планирования, обмена разведданными, присутствия советников, интеграции систем связи и ПВО. По-простому это называется «военный протекторат».
Кроме того, с российской точки зрения, контроль над ДНР без трат ресурсов — тактическое приобретение. Но американский протекторат Украина — стратегическая потеря. И, при таких раскладах, для России лучше НАТО, чем НАТО без НАТО. Это контринтуитивно, но в НАТО с членством есть чёткие правила, коллективная ответственность, понятные механизмы. Если США дают «гарантии как НАТО», то это влечет за собой отсутствие коллективных сдержек и зависимость от личности президента США. То есть, вариант более опасный, так как менее предсказуемый.
Одним словом, переговоры будут продолжаться.






































