На фоне объявления президентом США блокады Венесуэлы нетрудно определить, кто больше заинтересован в защите Венесуэлы — Москва или Пекин.
В 2020 году торговый оборот между Россией и Венесуэлой составлял около 15 млн долларов, а в 2024 году — уже около 200 млн долларов, в основном продукты нефтехимии и вооружения.
В 2020 году торговый оборот между Венесуэлой и Китаем составлял около 2,05 млрд долларов. В 2024 году торговый оборот составлял уже около 6,4 млрд долларов.
С 2005 по 2024 год объем российских инвестиций в Венесуэлу составил около 17–19 млрд долларов, в основном в нефть (Роснефть — 9 млрд долларов с 2010 г., кредиты — 17 млрд долларов за 20 лет). Объем китайских инвестиций в Венесуэлу за тот же период составил около 60–70 млрд долларов.
Разница, как говорится, налицо.
Российский МИД заявил, что оказывает Каракасу необходимую политическую помощь. Москва хочет, чтобы конфликт между Венесуэлой и США оставался в мирном русле, подчеркивали в Кремле.
В октябре посол Венесуэлы в России Хесус Рафаэль Саласар Веласкес, в ответ на вопрос о том, планирует ли Каракас запросить военную помощь у Москвы, заявил, что договор о стратегическом партнерстве между странами предусматривает сотрудничество в различных областях.
Китай на уровне МИДа осудил "незаконные односторонние санкции" США, призывая их снять для стабильности Венесуэлы. В октябре 2025 года, после ударов США по судам, якобы перевозившим наркотики, Китай выступил против применения силы в международных отношениях.
23 ноября в поздравительном письме ко дню рождения Николаса Мадуро Си Цзиньпин заявил, что Китай «категорически отвергает вмешательство внешних сил во внутренние дела Венесуэлы под любым предлогом». Он назвал страны «близкими друзьями и дорогими братьями», пообещав продолжать решительную поддержку суверенитета, национальной безопасности и достоинства Венесуэлы.
В декабре 2025 года, после объявления США о блокаде танкеров с венесуэльской нефтью, Китай решительно отверг эту эскалацию. Пекин назвал захват судов «актом пиратства и кражи» и призвал уважать суверенитет Венесуэлы и Устав ООН.
Поэтому нет сомнений в том, что Китай наиболее заинтересован в сохранении Мадуро у власти, но он не пойдет на прямой конфликт с США ради Венесуэлы, если до этого дойдет дело. Сил на это у него в регионе нет.









































