Когда говорят о восстании декабристов, всегда вспоминают заученную со школьного детства дату — 14 декабря 1825 года. На самом деле с учетом разницы юлианского и григорианского календарей 200-летие вооруженного выступления на Сенатской площади приходится на 26 декабря.
Выступление в день восшествия на престол Николая I вызвало кровопролитие в центре Петербурга, но в политическом отношении не привело ни к чему, кроме укрепления самодержавия. Пятеро главных заговорщиков были казнены, еще 120 отправились в Сибирь на каторгу и в ссылку.
И хотя не все осужденные дожили до окончания срока, Иван Тяжлов обнаружил, что многих перемен они добились уже после восстания — в городах и провинциях Сибири, в которых оказывались. В Чите они, например, не только построили себе тюрьму, но и составили первую карту местности, вырастили огурцы и брокколи и учредили импровизированный университет.
Этой публикацией «Ъ» начинает небольшой цикл, посвященный местам пребывания декабристов за Уралом и тем изменениям, которые вольно или невольно вызвали там участники восстания.
Читайте на сайте «Ъ».
Акварель Николая Бестужева, созданная в Читинском остроге (1827-1830 годы)/wikipedia
Подписывайтесь на «Ъ» в Telegram | в MAX | Оставляйте «бусты»



































