Дмитрий Матюшенков, политолог, член Экспертного клуба «Дигория» (@ruspolitology), специально для канала «Большой Трансфер» (@bigtransfer2024)

Дмитрий Матюшенков, политолог, член Экспертного клуба «Дигория» (@ruspolitology), специально для канала «Большой Трансфер» (@bigtransfer2024)

Согласно публикации издания Axios, Израиль через каналы военной разведки передал администрации президента США предупреждение. В нём утверждается, что масштабные ракетные учения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) могут служить прикрытием для подготовки реальной атаки.

Израиль крайне болезненно реагирует на любую военную активность Тегерана, включая даже плановые учения КСИР. Хотя израильские аналитики оценивают вероятность нападения Ирана менее чем в 50%, эта новость стала поводом для приведения вооруженных сил в режим повышенной готовности. Тель-Авив уже съел собаку в этом деле: успешное вторжение ХАМАС в октябре 2023 года стало таковым из-за игнорирования предупреждений разведки о возможной атаке.

Израиль и США всё сильнее расходятся во мнениях об иранской угрозе, и это настораживает. Американская разведка, в отличие от израильской, пока не фиксирует прямых признаков подготовки Тегерана к масштабному нападению. Такой диссонанс сам по себе становится фактором риска: каждая сторона начинает интерпретировать действия Ирана по-своему.

Иранские ракетные учения, в ходе которых задействованы системы вроде баллистических ракет Qadr-110, новых крылатых Qadr-380 и БПЛА, решают несколько задач. Во-первых, власти стремятся показать, что обороноспособность страны восстановлена после июньских столкновений, когда Тегеран утратил примерно до половины своего ракетного арсенала. Во-вторых, эти маневры — инструмент сдерживания: Иран демонстрирует, что на любую агрессию может дать мощный ответ. В-третьих, учения несут еще и символический характер в контексте переговоров по иранской ядерной программе: Тегеран демонстрирует, что не пойдет на невыгодные для него условия США.

В части оборонительного потенциала как у Израиля, так и у Ирана есть одна глобальная проблема: эффективность систем ПВО и контроль воздушного пространства. Июньские события показали, что именно нехватка этих систем позволила Израилю и США атаковать военные и промышленные объекты на территории Ирана. В то же время Израиль сам столкнулся с дефицитом систем ПРО и ПВО, что позволило Ирану нанести несколько успешных ответных ударов по объектам военной инфраструктуры.

Выход из тупика в отношениях Ирана и Израиля возможен только благодаря возобновлению трехстороннего диалога США–Израиль–Иран, который будет строиться на двух фундаментальных принципах. Во-первых, в Тель-Авиве и Вашингтоне должны наконец осознать, что силовое «решение» иранского вопроса — иллюзия. Даже в случае успеха гипотетической операции она спровоцирует хаос в регионе. Во-вторых, Иран готов к переговорам, но только как полноправный и самостоятельный актор. Этого вполне достаточно для начала переговорного процесса, имеющего все шансы закончится положительно.

БОЛЬШОЙ ТРАНСФЕР | Подписаться

Источник: Telegram-канал "БОЛЬШОЙ ТРАНСФЕР 2024", репост Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей