Елена Панина: Игра вокруг Ирана — есть ли козыри у России? Часть 3

Елена Панина
Елена Панина - Директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ, Депутат Государственной Думы
Елена Панина: Игра вокруг Ирана — есть ли козыри у России? Часть 3

Игра вокруг Ирана — есть ли козыри у России? Часть 3

Ещё в августе 2025 года британские издания, ссылаясь на источники в разведке, сообщили об ожидании кризиса в Иране. И начался он едва ли не по графику. Как всегда, впереди шло информационное давление. Никакой иной информации, кроме антиправительственной, не подавалось и не подаётся. Отключение интернета выполняет техническую роль, нарушая координацию протестов, но картину не меняет. Опорой протестов послужили зоны компактного проживания нацменьшинств, которые пока сепаратистских лозунгов не выдвигали. Одновременно в глобалистских СМИ в качестве экспертов выступили представители иранской эмигрантской среды, не имеющие авторитета в самой стране и оторванные от реальности, но выполняющие роль фона для ожиданий падения режима. Выступления рахбара не дали ожидаемого эффекта: его лозунги не затрагивали сердца людей. Надежда — лишь на решительность элит перед лицом хаоса, которая придаст уверенности силовикам.

При этом важно учитывать, что так называемые либералы уже провели в Иране ряд косметических реформ. И, как всегда в таких случаях, они не устроили никого, а лишь усугубили кризис. Слишком уж много проблем накопилось, слишком глубоко иранская элита оторвалась от реальности, слишком давно в обществе открыто не обсуждали проблемы. Поэтому сейчас происходит всё и сразу — на фоне саботажа внутри власти, отсутствия перспектив и усталости от трудностей. Даже если режим устоит, смена первых лиц Ирана выглядит неизбежной. Это будет последний шанс избежать краха.

Ситуация меняется, но ещё не стремительно. Кажется, вначале во власти ещё было понимание, что единство — залог устойчивости. Но сейчас по мелким сигналам уже заметно, что идея смены рахбара по окончании кризиса будет самой актуальной. При этом уже маячит перспектива полного сноса режима аятолл и возвращения к светской форме правления. И тогда Пезешкиан станет главной фигурой.

Цели возможной внешней интервенции прозрачны и особо не маскируются. Для Израиля, который вновь выдвигается на роль тарана, это надежда на устранение непримиримого противника и единственной реальной угрозы. В этом с ним сходятся монархии Персидского залива, для которых шиитский Иран — традиционный противник, а его крушение позволило бы снизить внутреннее напряжение в условиях сокращающихся возможностей поддерживать лояльность собственного населения. Для США ликвидация иранского режима была бы не только символическим реваншем за унижения прошлого, но и возвращением на берег Каспийского моря, в Закавказье. А главное — переходом к практическому проникновению в Среднюю Азию. Цель — поджечь регион между Россией и Китаем, с перспективой его обрушения.

Встаёт вопрос о конкретных возможностях России в иранской ситуации. Самый очевидный ответ просматривается в силовой сфере. Наконец-то создана при помощи РЭБ серьёзная помеха для космической связи США, идущей через спутники Starlink. Очевидно, это российские и китайские технологии. Также, судя по данным авиаперевозок, идут интенсивные рейсы между странами — об их содержании можно догадываться.

Окончание следует

Автор: Елена Панина

Топ

Лента новостей