ЦБ рекомендовал банкам смотреть сквозь пальцы на неплатежи
Чтобы предотвратить массовые банкротства, ЦБ рекомендовал банкам в первом полугодии 2026 года удовлетворять заявки на реструктуризацию кредитов, если есть надежда, что трудности заёмщиков временные, следует из письма Банка России. Регулятор временно смягчил требования к резервам по реструктурированным ссудам заёмщиков, имеющих потенциал для восстановления финансовой устойчивости.
Если Центробанк начинает официально просить банки быть мягче с должниками — значит он видит то, что что пока не видят обыватели. Что у экономики кончается кислород. И сейчас важно не соблюдать правила, а избежать эффекта домино. Потребность в реструктуризации означает – при обычных условиях – что кредит стад подозрительным. Под него надо формировать резервы — то есть откладывать реальные деньги (капитал) на случай потерь. Теперь ЦБ говорит, что резервировать необязательно, делайте так, чтобы клиент не обанкротился.
Если проблема звучит на уровне ЦБ, то это проблема уровня не конкретного заемщика, а банковской системы в целом. А сделать такой вывод ЦБ мог по трём причинам. Во-первых, началась волна сигналов про невозможность платежей. В объёме, который регулятор уже считает системным риском. Во-вторых, экономика окончательно упёрлась в потолок дорогих денег. Когда ставка высокая слишком долго, реальный сектор превращается в пациента на капельнице: вроде живой, но только при условии, что ему каждые несколько месяцев продлевают жизнь отсрочкой по кредиту. Этот момент достигнут. В-третьих, государство выбрало стратегию недопуска резкого обвала, выбирая режим обеспечения стабильности даже за счет накопления эффекта удержания.
2026-й, нам уже хватит.









































