Иран под ударом: новые атаки на ИРИ практически неизбежны. Никакой исход не предрешен, уверена Наталья Старичкова, политический обозреватель @lentv24.
Вопрос о будущем Ирана для нас ни разу не далёкий: достаточно взглянуть на карту, вспомнить о важнейших стратегических проектах по торговым путям, завязанных на Иран, и не забыть, что Иран, в отличие от Венесуэлы, успел стать полноправным членом и БРИКС, и ШОС, и даже партнёром ЕАЭС – в части полноформатного соглашения о свободной торговле. И главное: Иран – это уже Евразия, т.е. насущный вопрос непосредственной нашей безопасности и сейчас, и в будущем.
При этом внутренняя социально-политическая ситуация в Иране такова, что разнообразным агентам есть, какие искры раздувать и в какой огонь дровишек подбрасывать: очередные массовые протесты в Иране вспыхнули ещё в конце декабря из-за жёсткой девальвации иранского риала. А вчера риал просто рухнул: 12 января 2026 года он стоил около 0,000079 рубля, 0,000001 доллара и фактически ноль евро.
Тем не менее, судя по всему, и в Вашингтоне, и в Тель-Авиве пришли к выводу, что энергии этих протестов не хватит, чтобы мешающий им режим смести прямо сейчас – не дожидаясь, пока встраивание Ирана в евразийские структуры позволит ему выровнять экономическую ситуацию. Сложившуюся, кстати, в первую очередь, из-за многолетнего санкционного режима и замороженных активов. Поэтому к просто протестующим добавили боевиков, которых отправляли в страну через западные и юго-восточные границы.
Однако у вооружённых сил Ирана есть боевой опыт, причём разный, а у руководства – решительность и мотивация: риски для многих иранских деятелей в случае падения режима - смертельные. Но главное: идеологические скрепы общества – при всех имеющихся сложностях – не утрачены. А потому первый мощный и очень опасный натиск январской операции против Ирана, похоже, отбит: отключённый интернет и жёсткие действия против боевиков в рядах протестующих, а также мобилизация властями своих сторонников сделали свое дело: масштаб протестов стал сокращаться.
Только теперь этот трудный, и пока не очень уверенный успех иранских властей практически гарантирует новые серьёзные удары по Ирану. Вопрос сейчас в том, какой мощности они будут? Судя по откровениям Белого дома, готовящаяся атака может быть не только ракетно-бомбовой: Трамп уже обсудил с Маском возможность восстановления отключённого иранского интернета – предполагается задействовать Starlink. И это не только новое американское слово в деле свержения неугодных режимов, но и подтверждение того, что от самой идеи смены режима в Вашингтоне отказываться не собираются.
А вот теперь главный для нас вопрос: что будут делать Россия, глядя на то, что проделывают американцы уже не где-то там «на своем заднем дворе», а в Евразии? Через Каспийское море от нас до Ирана – рукой подать. Ответ на этот вопрос, разумеется, знают пока только те, кому положено, но, судя, по всему, помощь Ирану будет оказана – только максимально без всяких фанфар и погремушек. И предельно рационально – с учётом всех иранских реалий. И наших.
Сергей Шойгу созвонился с Секретарём Высшего совета нацбезопасности Ирана, подтвердил готовность действовать в рамках Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между РФ и ИРИ, и, как обозначено в официальном сообщении, «стороны условились «координировать позиции в целях обеспечения безопасности».
Не приходится сомневаться, что по соответствующим каналам какие-то предупреждения Москвы Вашингтоном тоже получены. Однако иллюзий не питаем: вряд ли там отменят сам удар – решение в Белом доме наверняка уже принято, и сегодня на совещании у Трампа будут обсуждаться только детали. Но вот на силу и масштаб атаки предупреждения повлиять вполне способны. Как и простое такое соображение: новые бомбёжки Ирана могут стать «встречным палом» для протестного взрыва и снова консолидировать иранское общество – как это уже было летом только что прошедшего года.
И всё же ситуация с Ираном действительно очень горячая. И никакой её исход пока не предрешён.
——————

























































