Невский, 54: родовое гнездо петербургской фотографии
Более полутора веков здесь непрерывно работает фотоателье: менялись эпохи, власти и владельцы, а фотосъёмка продолжалась.
В середине 1850-х годов первое фотоателье здесь открыл Карл Кулиш. Затем эстафету приняли Иван (Джованни) Бианки, Р. Ф. Бейер и его сын Иоганн, Г. А. Борель, И. П. Чесноков, И. И. Иванов, С. И. Реутская. И наконец, в 1907 году два верхних этажа дома приобрёл и полностью переоборудовал Карл Карлович Булла – имя, которое навсегда вписано в историю отечественной фотографии.
В его ателье стремился попасть весь Петербург. По длинной лестнице поднимались поэты Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Самуил Маршак; критики Владимир Стасов и Корней Чуковский; актрисы Анастасия Вяльцева и Вера Комиссаржевская; певцы Фёдор Шаляпин и Николай Печковский; балерина Татьяна Вечеслова; писатели Зинаида Гиппиус, Максим Горький, Александр Куприн; художники Илья Репин, Казимир Малевич, Исаак Бродский, Павел Филонов; скульптор Александр Адамсон. Здесь бывали Григорий Распутин, Надежда Крупская, генералы, сенаторы, депутаты… Этот список можно продолжать бесконечно.
Совсем недавно здесь оказался и я! Но прежде чем показать вам интересные детали интерьеров, невозможно не рассказать о самом Карле Булле.
Карл Освальд Булла родился в прусской провинции Леобшютц. В двенадцать лет он покинул родной дом и отправился в Петербург – в самое сердце Российской империи. Уже в двадцать лет Булла решился открыть собственную фотолабораторию, наладил производство фотопластин и продавал их не только в столице, но и по всей стране. Его лаборатория находилась на Невском проспекте, в доме № 110.
Первое ателье Булла открыл в 1875 году на Садовой улице. Конкуренция была огромной – только на Невском и Садовой насчитывалось более сотни фотомастерских. Но Буллу это не остановило. Его секретом стал необычный, живой подход к клиентам. Он просил не замирать в натянутых позах, шутил, рассказывал городские байки и свежие новости, создавая непринуждённую атмосферу, пока камера готовилась, а длинная выдержка отсчитывала свою минуту.
К нему приходили студенты и купцы, дворяне и артисты, представители творческой интеллигенции. В 1886 году он добился разрешения на выездные съёмки – на улицах, в квартирах, на городских событиях. Так Булла стал фиксировать не только людей, но и саму жизнь Петербурга: здания, праздники, происшествия, мельчайшие детали, из которых складывается дух эпохи. Именно тогда он стал основателем отечественной репортажной фотографии. Позже появились открытки с видами города, публикации в «Ниве», «Огоньке», «Петербургской жизни» и зарубежной прессе. А в 1904 году Булла снял Николая II и получил официальное разрешение фотографировать практически все значимые события столицы и военной жизни.
В 1910 году за серию снимков сиротских домов Карл Карлович получил звание потомственного почётного гражданина Санкт-Петербурга. Он активно занимался благотворительностью, а доход его фирмы превышал 250 тысяч рублей в год – по тем временам сумма колоссальная. В 1916 году, в разгар Первой мировой войны, Булла передал дело сыновьям и уехал на остров Эзель (нынешняя Сааремаа), где и прожил остаток жизни.
Сегодня в салоне на Невском, 54 можно увидеть удивительные экспонаты:
старинные камеры,
подлинные фотографии и рисунки Петербурга авторства Буллы,
невероятный стеклянный потолок,
статуэтку мастера с камерой в руках
и даже стол с самоваром, за которым, наверняка, велись неторопливые беседы и рождались творческие планы.
А вид из окна – тот самый Невский проспект, который десятилетиями вдохновлял фотографа. Я тоже сделал здесь снимок – в интерьерах, пропитанных историей.
Кстати, у Буллы было два сына. Оба продолжили дело отца – стали фотографами и даже – военными корреспондентами. И внук, между прочим, тоже. Об этих удивительных братьях и их судьбах – в следующем посте.
Тем более, повод точно есть!
#ликбез_от_Малькевича #интересные_факты






















































































