Любимый русский жанр — доклад условного Левши "непременно самому государю" про то, чтоб "ружья кирпичом не чистили"

Любимый русский жанр — доклад условного Левши "непременно самому государю" про то, чтоб "ружья кирпичом не чистили". Много лет назад (два десятка уже) я тоже готовил попытку выступить в этом жанре. Это было мероприятие Общественной Палаты (членом которой, по президентской квоте, я был два первых созыва), оно было по какой-то тогдашней рутине, но у меня, что называется, "накипело" и я надеялся в тот момент, когда до меня дойдёт очередь, сказать Путину о том, что считал важным.

Тема моя была — социология, которой пользуется Кремль. Там было два момента: всевозможные рейтинги доверия-одобрения (собственно президента, правительства, "Единой России" и т.д.) и разный соцдем — показатели удовлетворённости/неудовлетворённости: будь то образованием, медициной, правопорядком и списки разных острых по мнению граждан проблем (например, "межнац" или "коррупция"). Кстати, в те времена, по мнению народа, в списке самых коррумпированных структур устойчиво лидировало ГАИ-ГИБДД, что сейчас, в эпоху камер и автоматической фиксации нарушений, почти наглухо забыто.

О чём я готовил свой доклад. О том, что когда мониторинговый инструмент превращается ещё и в управленческий, кратно растут риски фальсификации данных ещё на этапе их первичного сбора. Ну, например, любой относительно "прошаренный" губернатор, понимая, что от того, насколько в его регионе высоки рейтинги "партии власти", зависят в том числе и его собственные карьерные перспективы, конечно же не поленится найти у себя в регионе субподрядчиков федеральных социологических контор (того же ФОМа или ВЦИОМа) и сделать им "предложение, от которого нельзя отказаться". И учитывая, что "на земле" это не какие-то там люди в погонах под крышей суровой силовой структуры на три буквы, а простые социологи, трудящиеся в каком-нибудь местном вузе на вузовской же зарплате, никто губернаторов на эти самые три буквы посылать не будет — Бог высоко, царь далеко, а своё начальство — вот оно, рядом.

Суть моего предложения состояла в том, чтобы сформировать специальные команды, которые время от времени выезжали бы в территории для проведения фокус-групп, с целью понять, что на самом деле стоит за теми или иными цифрами в таблицах. И в первую очередь строго засекретить от местных сам факт их выезда на землю, а всю организационную часть, насколько это возможно, делать из Москвы. Ну и, конечно, никаких телефонов или анкет — именно живое общение, по методике, под запись. Я сам делал такие "фокусы" на кампаниях, и часто они очень сильно корректировали ту картину, которая была в предвыборных штабах на основании "табличных" цифр.

Делать этот доклад я в итоге не стал. Сказал вместо этого что-то ритуально-дежурное, как принято на таких мероприятиях. По одной причине. Уже там, сидя за столом, понял, что единственный способ, которым "система" поймёт мой демарш — Чадаев зачем-то решил сделать публичный донос царю на Суркова, и вопрос в том, кто за этим стоит и кто ему это проплатил. Если даже царь кивнёт и даст поручение проработать вопрос — даст он его тому же Суркову, а тот, конечно, как-то что-то сделает и отчитается, но для начала вызовет меня и начнёт выяснять, какого хрена я не пришёл с этим сначала к нему, а сразу решил идти "через голову".

Ну а дальше последовал бы вопрос: ты что, хочешь контракт на эти фокус-группы? Ты хочешь отгрызть часть бюджета у Ослона с Фёдоровым? Ты не офигел ли? Ты считаешь, что у тебя по твоим собственным фронтам (а это в то время было аналитическое сопровождение деятельности вице-премьера Медведева по тогдашним нацпроектам) всё хорошо? А давай посмотрим, точно ли хорошо?

Так и не вышло из меня левши.

Но это, если угодно, тоже такая иллюстрация к сегодняшней теме "закрашивания карт" и "флаговтыков". Почему "знают, но молчат".

Источник: Telegram-канал "Chadayev.ru", репост Рыбарь

Топ

Читайте также

Лента новостей