Арктический регион становится центром современной мировой политики, что хорошо показал кризис вокруг Гренландии. Причём ситуация вокруг арктической зоны может развиваться как в сторону жёсткой конфронтации между имеющими к ней доступ державами, так и международного экономического сотрудничества. Либо, как это нередко бывает, оба эти подхода совместятся.
Однако при реализации как того, так и другого варианта (или обоих сразу) Россия будет пользоваться колоссальными преимуществами перед своими оппонентами или партнёрами в силу наработанных отечественной атомной отраслью технологических компетенций. Потому что предъявить претензии на работу в Арктике несложно, но вот организовать эффективное освоение её ресурсов куда сложнее. Именно об этом заявил гендиректор Госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачёв:
Больше, чем Россия, никто не сделал для освоения Арктики. Мы лучше, чем кто-либо понимаем, что освоение этого сурового региона — вопрос не политики, а вопрос применения самых передовых технологий. Грубо говоря, флаг на полюсе поставить несложно, попробуй оттуда что-нибудь привези. Атомные технологии «Росатома» незаменимы для работы в Арктике. Северный морской путь сегодня обслуживают восемь наших атомных ледоколов, еще четыре — в разной степени строительства. Более интенсивного судоходства по Ледовитому океану, чем сегодня, не велось никогда — даже во времена СССР.Напомню, что по поручению президента России сейчас прорабатываются контуры создания Трансарктического транспортного коридора. Этот крупнейший логистический и инфраструктурный проект позволит эффективно консолидировать промышленный экспорт российских предприятий Урала, Арктики, Сибири через акваторию Большого Северного морского пути в направлении потребителей Азиатского региона, которые предъявляют растущий спрос на российскую продукцию.
Еще в прошлом году на Восточном экономическом форуме президент четко обозначил, что Россия и США могут совместно работать в Арктическом регионе. Не могу исключать, что развитие экономического потенциала в целом всего Арктического региона позволит нам говорить о замыкании Трансарктического транспортного коридора в большое транспортное кольцо. Но это, разумеется, вопрос среднесрочной перспективы, зависящий от целого ряда политических решений.
России в самом деле есть чем похвастаться: только российский атомный ледокольный флот, принадлежащий Росатому (у всех других стран мира есть только дизельные ледоколы), может обеспечить круглогодичную транспортную связанность Арктики. Поэтому развитие перспективного Трансарктического транспортного коридора в принципе невозможно без России. Если политическая ситуация будет тому способствовать, то широкая международная экономическая кооперация в Арктике может стать реальностью.
В случае же роста конфронтации в арктическом регионе именно отечественные атомные технологии смогут обеспечить безопасность России на северном направлении и поддерживать российское присутствие в Арктике на необходимом для защиты интересов страны уровне. Подобными возможностями в настоящее время не обладает ни одно государство, имеющее интересы в арктической зоне.




































