На прошлой неделе в Госдуме прошли парламентские слушания по развитию легкой промышленности. Тема задела за живое: 850 высокопоставленных участников, среди них профильные министры, представители федеральных служб и ведомств, всех регионов, предприятия, отраслевики и эксперты. В дискуссии затронули нарастающий диктат маркетплейсов в отношении российских производителей. Слово «диктат», кстати, прозвучало от Зюганова. Неожиданно глава КПРФ высказался за всех российских селлеров: «Это полное безумие, когда приходишь [на маркетплейсы] и с тебя берут 40-45%, причем сидят монополисты, и ты никуда больше не можешь податься».
...
Даже если снизить градус политического пафоса, ситуация описана достаточно близко к истине. Из главного драйвера развития МСП - а именно такими маркетплейсы виделись изначально - интернет-площадки превращаются в серьезных монополистов, которые навязывают невыгодные условия российским производителям. Продажа на маркетплейсах из дополнительной площадки сбыта медленно, но верно превращается для продавца в игру на выживание. Высокие комиссии для отечественных производителей упомянул практически каждый спикер парламентских слушаний в Госдуме. Разница даже в базовой комиссии агрегаторов для российского и, условно, китайского продавца может достигать 20%. В новом исследовании "ИЦ Позиция" 61% селлеров назвали снижение тарифов ожиданием от взаимодействия с маркетплейсами.
...
Министр промышленности и торговли Антон Алиханов назвал такую разницу в комиссии «недопустимой» и предложил регуляторную донастройку. Глава Минфина Антон Силуанов заявил о планах ввести НДС на продажу иностранных товаров на маркетплейсах. Максим Решетников со стороны Минэка пообещал, что вместе с ФАС посмотрят на ситуацию в разнице комиссий и "отрегулируют ее". Высокие комиссии - это серьезный вызов для российских продавцов, отважившихся зайти на маркетплейсы. Но не единственный. Недавно обнаружилось, что бонусные баллы селлеров начали облагать налогом. Вообще то баллы всего лишь компенсация за скидки, которую маркетплейс зачисляет на "счет" продавца. Ими не расплатишься за аренду, не заплатишь сотрудникам. Это условная внутренняя валюта, в которую превращены реальные деньги продавца, удержанные маркетплейсом ради демпинга и привлечения клиентов на приманку "самая низкая цена". И да, с них продавец теперь платит налог реальными средствами из своего оборота.
...
К этому необходимо прибавить навязанные скидки и непрозрачную систему выплат и возвратов, неясные правила проверки и подтверждения качества товаров, постоянно меняющиеся правила игры и оферты, и вот уже быть российским производителем на маркетплейсе совсем не так весело. Но нарастающая монополия маркетплейсов, видимо, не оставляет малому бизнесу выбора. Если история с монополией многим все еще кажется алармизмом, стоит посмотреть цены на такси и вспомнить, что происходило с этим рынком совсем недавно. Сначала тоже казалось, что ездить за 200 рублей по столице - это конкуренция и цены, которые мы заслужили. Сейчас все оказались в ситуации без выбора, где пассажир платит, а водитель получает столько, сколько решит монополист рынка. Глядя на такой "удачный" пример не исключено, что и маркетплейсы выбрали тот же путь, и это последние годы, когда мы увлеченно выбираем товар подешевле на удобной онлайн-площадке.




















































