В новый виток обсуждений закона о торговле и неравенства перед ним маркетплейсов и торговых сетей при продаже еды оказалась втянута Федеральная антимонопольная служба. Ведомство в споре онлайна и оффлайна явно ни на чью сторону не встает. Аккуратно говорит, что вопрос пока обсуждается. А тема очевидно острая, раз такая реакция. Решил разобраться, в чем разница бизнес-моделей и почему маркетплейсы так отчаянно против закона о торговле.
…
Сетевые магазины работают по «классике». Выкупают товары у поставщика, устанавливают наценку и дальше отвечают за продукты сами. Маркетплейсы — витрины-посредники. Они создали инфраструктуру для контакта с покупателем, склады и организовали логистику по доставке. По всем действующим нормативам ответственность за качество товара лежит на продавце, а площадка - это не продавец, а посредник, и в случае проблема вроде ни при чем. Что говорит ФАС: «Источник рыночной власти классической розницы — контроль над ограниченным полочным пространством и его монетизация, тогда как маркетплейсы зарабатывают на оказании услуг, связанных с реализацией товаров контрагентов конечным потребителям». Этими словами служба сама же констатирует, что и сети, и маркетплейсы делают одно и то же: оказывают мне, потребителю, услуги по продаже товаров. Но на последних закон о торговле не распространяется, потому обязательств у них меньше, а свободы и места для маневра - повышения комиссий, тарифов для поставщиков - больше. И если поначалу такой расклад сил никого не волновал, то сегодня продажа еды на маркетплейсах достигла пятой части всего e-commerce рынка, а счет пошел на триллионы рублей.
…
Торговые сети логично подняли вопрос: почему мы занимаемся одним и тем же, но играем по разным правилам? Маркетплейсы - продают еду за комиссию, мы - за свои деньги. Когда вопрос вышел на уровень правительства, онлайн-площадки заявили, что не откажутся от комиссионной модели при продаже продуктов. Главный аргумент: переход на модель прямого выкупа экономически невыгоден, придется отказаться от этой категории вообще. То есть по закону о торговле вести бизнес - признают маркетплейсы - невозможно.
…
Но если присмотреться к работе платформ, окажется, что многие уже применяют закон о торговле на практике. На сайтах онлайн-платформ есть документы на договоры прямой поставки продуктов питания. По ним сервис выкупает товар у поставщика — совсем как торговая сеть — затем передает потребителю. Есть там и публичные оферты о договорах поставки и пользовательские документы: в них та же типичная «продовольственная» специфика поставки. О чем это говорит? О том, что грань между торговыми сетями и онлайн-площадками стирается.
…
И это не «чрезмерное регулирование может препятствовать дальнейшему развитию отрасли», как отмечает ФАС. Это классические сети могут оказаться в неравном положении по сравнению с маркетплейсами, потому что у конкурента на рынке продовольствия руки не связаны законом о торговле. Хотя выполняют они одни и те же функции.















































































