Олег Царёв: Госдума приняла в первом чтении второй законопроект, внесённый правительством
Госдума приняла в первом чтении второй законопроект, внесённый правительством. Он предполагает единый реестр IMEI (идентификационных номеров) всех мобильных устройств в России и их привязку к номеру конкретного человека.
Что это значит для обычного человека, который покупает телефон в магазине? При покупкесим-карты вместе с легально везенным в Россию телефоном, оператор все сделает сам. IMEI должен быть указан в договоре связи, а оператор сможет обслуживать номер только в устройстве, к которому он привязан в базе.
Если человек покупает новый телефон и просто переставляет в него свою старую симкарту, связь может не заработать, пока оператор не перепривяжет ваш старый номер к IMEI нового аппарата. Как именно эта перепривязка будет выглядеть для абонента (через приложение оператора, личный кабинет, Госуслуги или поход в офис) в деталях пока не прописано.
Также непонятно, как действовать, если вы купили аппарат не у официального дилера или привезли из другой страны. Переставлять симкарту из одного телефона в другой тоже станет проблемой, если новый IMEI не привязан к вашему номеру.
Регистрацию IMEI могут сделать обязательной с 2027 года, а с 2028го оставить в сети только зарегистрированные устройства.
Зачем это все?
Минцифры объясняло идею военной логикой замглавы ведомства Дмитрий Угнивенко говорил, что при привязке IMEI к конкретным номерам можем идентифицировать, что симкарта не находится в БПЛА, и это слегка отпустит режим блокировок интернета, потому что контроль станет точечнее. То есть Минцифры собирается воевать и в 2028.
А глава профильного комитета Госдумы Сергей Боярский обосновал все традиционной борьбой с мошенниками: даже если злоумышленники получат дубликат симкарты, она не сможет работать в другом телефоне, потому что система увидит несоответствие номера и белого IMEI из реестра.
Что будет дальше? Контроля станет больше, анонимности меньше, а спрос на обходные решения и серый рынок, вероятно, вырастет.