Крупнейшие держатели трежерис
Тот самый мастер сделок, который не заключил ни одной работающей сделки, опять все провалил – Израиль нанес удар по Ирану, что характеризует «качество» переговорного процесса США и Ирана из пяти раундов, в которых по мнению Трампа «переговоры идут очень хорошо, просто отлично и невероятно успешно, а сделка будет готова на днях».
Вот так во всем, абсолютно во всем. Какой-то невообразимый трештолкер завелся в Белом доме.
Пока по Ирану ничего не понятно, события развиваются стремительно и хаотично, поэтому стоит вернуться к актуальным проблемам.
На 11 июня кэш позиция Минфина США достигла всего 277 млрд, что близко к красной черте в 150 млрд, которые необходимы для сглаживания неравномерной аккумуляции доходов и распределения расходов. Требуется минимум 2% от годовых расходов, чтобы платежи функционировали стабильно в условиях сбалансированного бюджета (дефицит близко к нулю).
Поэтому осталось всего 130-150 млрд до «фискального взрыва» - ситуация, когда Минфин США не может привлекать новые заимствования из-за лимита по госдолгу и не может исполнять утвержденные расходы из-за дефицита и кассового разрыва. По сути, технический дефолт.
Ранее я предполагал, что протянут до июля включительно, но что-то совсем плохо все идет. Последние три года средний дефицит в июле 225 млрд, а сейчас на середину июня практически весь буфер устойчивости исчерпали.
Кто является крупнейшим держателем американского госдолга?
• Нерезиденты – 32.9% в 1кв25 vs 33.5% в 1кв22 (момент завершения масштабного монетарного бешенства 2020-2022 и переход к ужесточению ДКП);
• Домохозяйства и взаимные фонды – 16.7% vs 9.4%;
• ФРС – 14.5% vs 25.8%;
• Инвестфонды, брокеры и дилеры – 14.1% vs 10.5%;
• Госфонды – 8.9% vs 8.9%;
• Коммерческие банки – 6.6% vs 7.3%;
• Страховые и пенсионные фонды – 4.2% vs 3.9%;
• Нефинансовый бизнес – 0.7% vs 0.7%.
Доля ФРС сократилась на 11.3 п.п, которые были замещены домохозяйствами и взаимными фондами (7.3 п.п), инвестфондами и брокерами (3.7 п.п) и нерезидентами (0.6 п.п).
На самом деле, инвестфонды и брокеры более, чем на 90% действуют в интересах домохозяйств США, т.е. покупают трежерис за счет средств клиентов, доля собственных денег (из прибыли или привлеченного капитала) незначительная.
Можно считать, что практически весь госдолг США за последние три года скупали домохозяйства США прямо или косвенно через инвестиционных представителей (фонды денежного рынка, взаимные фонды, ETF и хэдж фонды, доверительное управление в инвестбанках для богатых клиентов и т.д.).
Однако, нерезиденты играют ключевую роль на рынке трежерис. В середине 2008 доля нерезидентов доходила до 55% в структуре госдолга, сейчас около 33% (это уровень 1997-1999 годов) и достаточно стабильно с середины 2020.
С 3кв08 нерезиденты находятся на первом месте по накопленному увеличению позиции по счету трежерис, на втором месте домохозяйства, далее инвестфонды рядом с ФРС.
С 3кв14 (завершение QE3) домохозяйства на первом месте, следом с небольшим отставанием инвестфонды и нерезиденты (подробности на графиках).
С 1кв22 нерезиденты обеспечили 40% от совокупных чистых покупок всех участников на рынке трежерис.
С июля США придется занять минимум 3 трлн на протяжении 12 месяцев (2.2-2.4 трлн для финансирования дефицита и 0.7 трлн для стабилизации кэш позиции).
Учитывая феерично безрассудные действия США на мировой арене в особенности со стратегическими союзниками, нерезиденты могут выйти из списка главных покупателей трежерис, а у населения и инвестфондов нет столько свободного кэша (сейчас предельная способность не более 1-1.4 трлн в год).