О денежно-кредитных условиях в России

14 июля 2025, 07:42

О денежно-кредитных условиях в России

Интегральный показатель жесткости ДКУ в контексте макрофинансовых условий

достиг исторического максимума.

Банк России может влиять на два параметра стоимость денег в системе через ключевую ставку и доступность кредитования через банковское регулирование и нормативы. Оба этих параметра в различной пропорции влияют на способность заемщиков брать кредиты, что оказывает влияние на денежные агрегаты и с некоторым лагом на инфляционные ожидания.

Инфляционные ожидания приоритетнее фактической инфляции, т.к. ИО определяют будущие намерения экономических агентов, а ИО бизнеса стоят выше ИО населения, т.к. первые менее подвержены эмоциональным циклам и асимметрии информации.

Ранее уже сообщал о стабилизации ИО бизнеса, замедления кредитования до худшего состояния за 10 лет и значительно снижения темпов денежных агрегатов. Все это в совокупности создает условиях для нормализации спроса в экономике и снижения инфляции.

Вместе с этим, даже несмотря на существенное смягчение ДКУ за полгода (рыночные ставки по облигационному рынку и депозитам снизились на 4-7 п.п с середины дек.24, тогда как ключевая ставка всего на 1 п.п), по историческим меркам ДКУ остаются сверхжесткими, тогда как доступность кредитования экстремально жесткая.

Учитывая все вышесказанное, интегральный показатель жесткости ДКУ (черная линия на графике) достиг исторического максимума

(скорость смягчения ДКУ ниже скорости сжатия кредитной активности и стабилизации ИО).

Это интерпретируется, как требуемая жесткость ДКП достигнута, открывая пространство маневра для дальнейшего снижения ставки.

Как Банк России комментирует макрофинансовые условия?

Текущее инфляционное давление, в том числе устойчивое, продолжало снижаться. Российская экономика постепенно возвращалась к траектории сбалансированного роста, притом что внутренний спрос пока превышал возможности расширения предложения товаров и услуг, что отражалось в повышенной инфляции, высоких инфляционных ожиданиях и низкой безработице.

Банк России заявил, что будет поддерживать такую жесткость ДКУ, которая необходима для возвращения инфляции к цели в 2026 году. Это означает продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики. Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции и инфляционных ожиданий.

Как видно на графике, жесткость ДКУ это относительный показатель, зависимый от инфляции, ИО, динамики кредитных, денежных индикаторов и макроусловий.

Текущая диспозиция в экономике никак не противоречит концепции жесткой ДКП, а актуальные условия характеризуются экстремальным переужесточением.

По рублю - по предварительным данным, за июнь реальный эффективный курс рубля укрепился на 2.9% относительно мая и остается выше своей медианы последних лет (+21.7% к медиане с января 2015 по июнь 2025).

От ЦБ:

Основными факторами поддержки рубля оставались стабильные объемы продаж валютной выручки экспортерами и проведение жесткой денежно-кредитной политики Банком России. Эффекты от последнего проявляются через сдерживание внутреннего спроса, что приводит к сокращению объемов импорта, и высокого дифференциала ставок, который определяет привлекательность рублевых активов и уменьшает отток капитала.

Здесь не соглашусь. Когда рубль обрушался в сен-ноя.24, номинальные ДКУ были на 3-6 п.п. жестче, чем сейчас и примерно сопоставимы в реальном выражении по 3-6м скорректированному инфляционному импульсу и ИО.

Жесткие ДКУ не помешали рублю рухнуть осенью, а что касается продажи валюты экспортерами на минимуме за 4 года.

О рубле писал ранее (1 и 2). Основная причина просто так получилось, где снижение инфляции и ИО с поддержкой высоких реальных ставок выступили триггером, но не причиной.

Конфигурация денежных потоков складывается в пользу начала цикла ослабления рубля из-за снижения предложения и роста спроса на валюту (в основном на импорт).

Популярные новости за сутки

Больше новостей на Spbnews78.ru